В «Философском журнале» вышла статья по проблеме теодицеи
Карпов К.В. Теодицея как этическая проблема. Философский журнал №2, 2020 С начала 80-х гг. прошлого столетия резко возросло количество публикаций о т.н. моральной критике теодицеи. Моральная критика теодицеи двунаправленна. С одной стороны, она обращается к предпосылкам, задействованным в конкретных теодицеях. Так, частым объектом моральной критики становилась теодицея от существования большего блага, предложенная Р. Суинберном1: его обвиняют в ошибочном понимании самого феномена зла, положительном истолковании зла, обосновывающем тем самым для претерпевающего зло никому не нужные страдания. С другой стороны, моральная критика нацелена на сам проект оправдания зла: ее целью становится отрицание самой возможности теодицей в силу их направленности на тривиализацию страдания, а также негативных моральных последствий, вытекающих из них2. В конечном счете в моральной критике утверждается, что любая теодицея является злом и способствует его распространению в мире.
В издательстве "Нестор-История" готовится к выходу книга: Первый славянский перевод Лествицы Иоанна Синайского
Попова Т. Г. Первый славянский перевод Лествицы Иоанна Синайского. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2020. — 320 с. ISBN 978-5-4469-1705-1 Книга посвящена первому славянскому переводу популярного памятника византийской литературы — Лествицы Иоанна Синайского. Этот перевод, предположительно, выполнен книжниками Преславской литературной школы. Затронуты три аспекта проблемы: лингвистический, текстологической и литературоведческий. Рассматривается вопрос о греческом оригинале перевода, даётся характеристика этого перевода, анализируются его рукописи, предлагается стемма их взаимоотношений, называются памятники древнерусской книжности, сохранившие фрагменты преславского перевода Лествицы. Для палеославистов, русистов, византинистов и для всех, кто интересуется славяно-русской переводной книжностью и святоотеческой литературой.
Философия Фомы Аквинского. Истоки высокой схоластики
Лекция об интеллектуальных истоках высокой схоластики XIII века. Арабский мир. Халиф Аль-Мамун и Аристотель. Дом Мудрости в Багдаде. Реконкиста. Переводческая школа в Толедо. Переводы Аристотеля на латынь.