Семинар «Сирийские мистики VII-VIII вв.», состоявшийся 24 мая 2021, в ходе которого Максим Глебович Калинин совместно с участниками семинара читал и комментировал отдельные главы из Иосифа Хаззайи, Исаака Сирина и Раббана Афнимарана, посвященные теме принятия человечества Христа, через которое человек обретает божественную неограниченность. Оглавление: 0:08 — Вступительное слово и основные выводы с предыдущих встреч, посвященных «Главам о ведении» Иосифа Хаззайи. Образы света и тьмы, века нынешнего и века будущего. Параллельное место из «Глав о ведении» Исаака Сирина. Предвечный замысел Бога о людях. 28:57 — О влиянии платонизма и неоплатонизма на учение сирийских мистиков. 45:05 — Чувственный свет и его соотношение с представлением о боговоплощении. Свет первого дня творения как прообраз будущего века. 01:08:10 — О слабости и воли человека. Метафизическая христология, этика и откровение в христологии Церкви Востока. 1:35:27 — Слово, облечённое в материю, но не отпечатывающееся в ней. Слово-Творец и тварное слово у Иосифа Хаззайи, Исаака Сирина и Раббана Афнимарана. Познание Бога через человечество Христа. 2:02:13 — Заключение и основные выводы.
Философия религии №1, 2021 Петр Дворжак Метафизические принципы в основе аналогического предсказания Бога и его творений
Целью статьи является реконструкция ключевых метафизических предпосылок, на которых Фома Аквинский основывал свое аналогичное утверждение о Боге и его товрениях. Проводя данную реконструкцию, можно лучше понять, что означает аналогичное предсказание у Фомы Аквинского, и как термин, относящийся к Богу, отличается по значению от термина, приписываемого созданиям, например термин «мудрый». Во-первых, существует два вида предикации свойства, основанной на способе онтологической реализации свойства в Боге и созданиях (существенная предикация и предикация, основанная на соучастии). Эти различия в способах реализации переводятся в семантику предикации (значение связки и подлежащих и предикатных терминов). Свойства в Боге и в созданиях соответственно связаны отношениями образцовой причинности. Свойство в Боге не постигается непосредственно интеллектом, но частично понимается на основе свойства в творениях. Последнее, постигнутое человеческим разумом, должно быть квалифицировано с помощью отрицания и ясного определения.