ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 33 34 35 36 37 ... 45 След.
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Вдовина Г. В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. СПб.: Изд-во СПбДА; Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2021.
Вдовина Галина Владимировна — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, специалист по философии западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени.
Монография посвящена разработанному схоластиками понятию ens rationis, то есть ментального сущего. Оно включает в себя разнообразные воображаемые объекты, а также логические и математические построения, универсалии и другие подобные ментальные сущности, сотворенные умом и не существующие вне мышления. В работе автор анализирует различные концепции ментального сущего на основе работ философов-схоластиков XVII века, не исключая и тех авторов, которые до сегодняшнего оставались почти неизвестными для науки.

https://www.facebook.com/voxmediiaevi/posts/3997569450364489
 
Вопросы теологии Том 3 № 1 (2021) / История христианской мысли

Гносеология святителя Григория Паламы в свете догмата о воплощении Христа

   Илья Николаевич Луковцев Кинешемский художественно-исторический музей, Российская Федерация, 155800, Кинешма, ул. Комсомольская, 30
Аннотация

Статья посвящена проблеме соответствия гносеологии святителя Григория Паламы учению Православной церкви. Гносеология Паламы содержит два основных тезиса, вызвавших немалые споры в XIV в. в Византийской империи: нетварность Фаворского света и познаваемость Бога по нетварным энергиям, но не по сущности. Для решения проблемы автор статьи обращается напрямую к христологическим оросам и другим догматическим текстам Вселенских соборов. Подобный метод в полном объеме еще не применялся. Как правило, «паламиты» и «антипаламиты» ссылались на отдельных Cвятых Отцов или уходили в чисто философский дискурс. При этом недостаточно учитывалось то, что в деяниях Вселенских соборов содержится информация для адекватной оценки гносеологии свт. Григория. В статье в сжатом виде излагаются основные тезисы свт. Григория, одобренные на Поместном соборе 1351 г. в Константинополе, и затем сопоставляются с оросом Халкидонского собора. Тексты следующих Вселенских соборов рассматриваются как уточняющие Халкидонский орос. Также проанализированы в общих чертах и взгляды основных оппонентов свт. Григория XIV в. Особое внимание уделено значению ключевых терминов в догматических текстах. Не обойден стороной и философский аспект проблемы: изложен один из аргументов свт. Григория в пользу нетварности Фаворского света, основанный на представлении о неспособности человеческой природы испускать свет. В результате проделанного исследования установлено, что оба тезиса свт. Григория противоречат учению Вселенских соборов о познании Христа. Вместо сомнительной, восходящей к мистике неоплатонизма гносеологии свт. Григория Вселенские соборы предлагают познавать божество Троицы нераздельно с плотью Христа и не только по энергиям, но по сущности и ипостаси. Что же касается естественно-научного аргумента свт. Григория, то он опровергается данными современной науки, которая доказала существование биофотонов. Это открытие, по мнению автора, не противоречит христологии Вселенских соборов, а только подтверждает ее.

Текст статьи доступен по ссылке https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10614
 
М.Г. Калинин «Сирийские мистики VII-VIII вв.». Встреча двадцать седьмая (07.06.2021)

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=eQyyBfHgncE

Семинар «Сирийские мистики VII-VIII вв.», состоявшийся 7 июня 2021, в ходе которого Максим Глебович Калинин совместно с участниками семинара продолжил читать и комментировать «Главы о ведении» Иосифа Хаззайи, попутно обращаясь к текстам другим восточно-сирийских мистиков: Исаака Сирина, Раббана Афнимарана, Дадишо Катрая и др. На этот раз речь шла о 6-8, 10, 20-22 главах, в которых пристальное внимание уделяется душевной степени делания.
Оглавление:
0:08 — Вступительное слово и основные выводы прошлой встречи.
2:47 — 6-я глава. Созерцание Креста. Иконография Церкви Востока. Любовь, радость и мир как плоды Креста.
18:45 — 7-8-е главы. Распятые для мiра и мёртвые для мiра.
36:20 — 10-я глава. На границе душевного и духовного этапа мистического опыта. Как удержать делание сердца? О понятии sukkālē.
53:37 — 20-я глава. Образы клети и запирания двери. Хранение сердца.
1:01:19 — 21-я глава. О хранении помыслов в чистоте. Движение от скорби к радости.
1:05:42 — 22-я глава. Образы древа жизни и пития жизни. Созерцание безвидного света. Параллельные места из Третьего тома сочинений Исаака Сирина. Четыре вида сердечного труда.
01:16:42 — Отрывок из мемры «О безмолвии недель» Дадишо Катарского в переводе Ксении Кашинцевой.

Лаборатория Ненужных Вещей
Страницы: Пред. 1 ... 33 34 35 36 37 ... 45 След.