ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 32 33 34 35 36 ... 45 След.
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Философия религии №1, 2021
Татьяна Резвых
Немецко-русский философский диалог: Бог и мир у С. Франка и М. Шелера

Татьяна Николаевна Резвых кандидат философских наук. Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; e-mail: hamster-70@mail.ru

Общность подходов С. Франка и М. Шелера к вопросу о соотношении Бога и мира базируется на том, что оба опирались на идеи платонизма и немецкой мистики. Оба философа были убеждены в наличии духовного родства России и Германии, которое выражено в ориентации на мистическое мировоззрение. В статье рассмотрены взгляды Шелера и Франка на развитие русской и немецкой культур. Рассмотрена особая точка зрения Франка, что в Европе существует единая «вечная философия», которая восходит к платонизму и восточной патристике. Эта философия, по мнению Франка, является магистралью развития европейской и русской философии. Франк продолжает традицию неоплатонизма, средневековой немецкой мистики и мистики XIX в. (Баадер). Бог, по Франку, есть непостижимая первооснова бытия. Творение мира является раскрытием внутрибожественной жизни. В поздней книге «Свет во тьме» Франк подвергает сомнению всемогущество Бога, но не отказывается от идеи бытийного единства Бога и мира. Бог в качестве Духа оказывается «слабым» в составе мира. Позицию Франка следует рассматривать как панентеистическую. Шелер, как и Франк, опирается на мистику неоплатонизма и мистику немецкой классической философии (Шеллинг). Мир и Бог у Шелера тесно связаны. Бог творит мир и в процессе творения становится личным Богом. Шелер также приходит к выводу о слабости духовного начала. Его позицию стоит характеризовать как пантеизм. Таким образом, Франк и Шелер выступают сторонниками мистического учения о непосредственной связи Бога и мира. В их мировоззрении неоплатоническая мистика, немецкий мистицизм и христианство оказываются соединены в одно целое.

http://www.intelros.ru/readroom/filosofiya-religii/fr1-2021/44711-nemecko-russkiy-filosofskiy-dialog-bog-i-mir-u-s-franka-i-m-shelera.html
 
Мы не должны превращать кафедру теологии в церковный амвон

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=BXEU7KrIv08

Что такое богословие? Чем богослов отличается от религиоведа? Нарушает ли университетское богословие светский характер образования? И где та грань, за которой академическая теология перестаёт быть светской? Может ли атеист учиться на кафедре теологии? Может ли профессор-богослов иметь собственное мнение, отличное от позиции Церкви? Есть ли человек, который «профнепригоден» для занятия богословием? Изучение теологии как научной дисциплины — давно уже реальность российской системы образования. Однако споры вокруг теологии в светских вузах не утихают. На многочисленные вопросы, часто задаваемые о теологии, ответил митрополит Волоколамский Иларион. Помимо собственно образовательной проблематики, он затронул множество тем, связанных с историей и современным состоянием богословия: учение отдельных отцов Церкви о всеобщем спасении; «согласие отцов» и теологумены; богословская оценка ЭКО и суррогатного материнства; становление догматических формулировок. Отдельно митрополит Иларион ответил на вопрос о своём творческом пути, рассказав о трёх святых отцах, оказавших на него решительное влияние, о том, при каких обстоятельствах он написал свою первую книгу, о «детективной истории», связанной с работой об имяславских спорах, и о том, почему он обратился от патрологии к библеистике. Интервью будет опубликовано в журнале «Вопросы теологии» (том 3, N 2 за 2021 г.) Видеоверсия размещена на православном портале «Иисус» с разрешения редакции журнала.

Jesus-Portal | Портал "Иисус"
 
М.Г. Калинин «Сирийские мистики VII-VIII вв.». Встреча двадцать шестая (31.05.2021)

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=5SHCHTyehFk

Семинар «Сирийские мистики VII-VIII вв.», состоявшийся 31 мая 2021, в ходе которого Максим Глебович Калинин совместно с участниками семинара продолжил читать и комментировать «Главы о ведении» Иосифа Хаззайи (75 и 76 главы из третьей коллекции глав и 2 глава из четвертой подборки глав), параллельно обращаясь к текстам других восточно-сирийских мистиков.
Оглавление:
0:08 — О прошедших семинарах.
2:46 — 75-я глава из третьей коллекции глав. Образ сияющего лика Моисея. О разных видах созерцания. Параллельные места в других текстах Иосифа Хаззайи.
46:54 — 76-я глава из третьей подборки глав. Источник ума Христова и идея боговедения. Богословие Церкви Востока и природные аналогии. Устроение («образность») человека и образ божественного зеркала.
1:07:36 — Христианский «антропоцентризм» и многообразие творений. Творения как учителя для человека. Созерцание природы и творений. Судьба растений и животных в будущем веке.
1:15:07 — Пантеизм и богословие Церкви Востока.
1:42:29 — 2-я глава из четвертой подборки глав. Мистик как домоправитель. Молитва мистика, открывающая двери тверди. Образ вознесения. Параллельные места в других текстах Иосифа Хаззайи.
01:49:32 — О рукописных источниках «Глав о ведении» Иосифа Хаззайи. Один фрагмент из новонайденной рукописи Aleppo 141А. Светоносная молитва и исследование глубин сокровищниц ведения.

Лаборатория Ненужных Вещей
Страницы: Пред. 1 ... 32 33 34 35 36 ... 45 След.