Н.О. Харламова. Аскетика и эстетика: отношение западных отцов Церкви IV–V вв. к поэзии
Статья Натальи Олеговны Харламовой — магистра истории, преподавателя кафедры древних языков Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В античной Греции поэт вставал в один ряд с авгурами, жрецами, прорицателями. Такие представления не находили сочувствия в христианской среде. Однако образованные христиане полагали, что поэзия может и должна служить христианству. Со времени Константина Великого появляется целая плеяда поэтов, которые в поэтической форме пересказывают Ветхий и Новый Завет (IV–VI вв.). Христианские поэты призывают благословение Святого Духа, как языческие поэты призывали муз. Первым из отцов Церкви однозначно признал за красотой поэзии право на существование св. Амвросий Медиоланский. В отечественной историографии раннехристианская поэзия изучена достаточно слабо, переводов творений этих поэтов на русский язык практически нет.
В Издательском Совете состоялось заседание жюри премии имени Ф.М. Достоевского
21 апреля 2021 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось заседание жюри премии имени Ф.М. Достоевского, которая будет присуждена одному из победителей литературного конкурса «Новая библиотека».
В работе приняли участие: заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), помощник председателя Издательского Совета Д.М. Володихин, ведущий специалист сектора конкурсных и просветительских программ Издательского Совета иерей Николай Балан, а также члены жюри Н.Ф. Иванов, В.В. Киляков, В.Н. Крупин, А.Ю. Сегень, В.Ф. Терехин и др.
В феврале с.г. был объявлен список книг, номинированных на соискание премии имени Ф.М. Достоевского. В него вошли произведения следующих авторов:
Юлия Андреева «Николай Некрасов. Путь славный, имя громкое», документально-художественная биография; Владислав Бахревский «Долгий путь к Богу. Как русский офицер стал афонским монахом», роман; «Искания на Святой горе. Служение и борение иеросхимонаха Антония», роман; Николай Борисов «Василий Темный», документально-художественная биография; Константин Ковалев-Случевский «Николай Чудотворец. Санта Клаус и Русский Бог: Хожение в житие», документально-художественная биография; Сергей Мурашев «Ленты Мебиуса», роман, рассказы; Владимир Хрусталев «Романовы: от предательства до расстрела», документально-художественная биография; диакон Георгий Малков, Петр Малков «У пещер «Богом зданных», документально-художественные биографии.
В ходе заседания состоялось обсуждение итогов работы жюри, был определен лауреат конкурса. Его имя будет названо на торжественной церемонии награждения, которая намечена на 20 мая.
Проблемы исторической поэтики №2, 2021 Миронов А. С. ЦЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОГО СОСТРАДАНИЯ В ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ: ОСОБЕННОСТЬ БЫЛИННОГО КОНЦЕПТА
В статье предпринят сравнительно-исторический анализ произведений мирового героического эпоса с точки зрения того, как функционирует в нем ценностный концепт деятельного сострадания. Основываясь на обширном фактическом материале, автор показывает, что для разных национальных и цивилизационных традиций характерны различные трактовки этого концепта. Так, если в «Эпосе о Гильгамеше» и в «Илиаде» Гомера, а также в средневековых западноевропейских эпических песнях сострадание, «жалость» не мыслится в качестве аксиологически значимого начала, то эпосы православных народов ориентированы на христианский идеал жертвенной любви, заставляющей героя проявлять сострадание в ущерб личным интересам. Подобная трактовка прослеживается в византийской эпической поэме «Дигенис Акрит», сербских героических песнях и особенно в русских былинах, один из главных героев которых — Илья Муромец — исключительно часто мотивирован именно состраданием. По отношению к ценности сострадания былинных героев предлагается разделить на три типа: «язычники» (Волх, Дунай, Василий Буслаев), «христиане» (Илья Муромец, Микула), а также переходный тип героя. В «ценностном центре» (термин М. М. Бахтина) последнего происходит постепенная девальвация языческих черт (слава-молва; личная честь как материальное воздаяние за подвиги) и утверждение аксиологической доминанты деятельного сострадания.