ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 10 11 12 13 14 ... 17 След.
Филология, Источники, мероприятия, новости.
 
Н.О. Харламова. Аскетика и эстетика: отношение западных отцов Церкви IV–V вв. к поэзии

Статья Натальи Олеговны Харламовой — магистра истории, преподавателя кафедры древних языков Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В античной Греции поэт вставал в один ряд с авгурами, жрецами, прорицателями. Такие представления не находили сочувствия в христианской среде. Однако образованные христиане полагали, что поэзия может и должна служить христианству. Со времени Константина Великого появляется целая плеяда поэтов, которые в поэтической форме пересказывают Ветхий и Новый Завет (IV–VI вв.). Христианские поэты призывают благословение Святого Духа, как языческие поэты призывали муз. Первым из отцов Церкви однозначно признал за красотой поэзии право на существование св. Амвросий Медиоланский. В отечественной историографии раннехристианская поэзия изучена достаточно слабо, переводов творений этих поэтов на русский язык практически нет.

Ссылка на полный текст статьи https://spbda.ru/publications/no-harlamova-asketika-i-estetika-otnoshenie-zapadnyh-ottsov-tserkvi-ivv-vv-k-poezii
 
В Издательском Совете состоялось заседание жюри премии имени Ф.М. Достоевского

21 апреля 2021 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось заседание жюри премии имени Ф.М. Достоевского, которая будет присуждена одному из победителей литературного конкурса «Новая библиотека».

В работе приняли участие: заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), помощник председателя Издательского Совета Д.М. Володихин, ведущий специалист сектора конкурсных и просветительских программ Издательского Совета иерей Николай Балан, а также члены жюри Н.Ф. Иванов, В.В. Киляков, В.Н. Крупин, А.Ю. Сегень, В.Ф. Терехин и др.

В феврале с.г. был объявлен список книг, номинированных на соискание премии имени Ф.М. Достоевского. В него вошли произведения следующих авторов:

   Юлия Андреева «Николай Некрасов. Путь славный, имя громкое», документально-художественная биография;
   Владислав Бахревский «Долгий путь к Богу. Как русский офицер стал афонским монахом», роман; «Искания на Святой горе. Служение и борение иеросхимонаха Антония», роман;
   Николай Борисов «Василий Темный», документально-художественная биография;
   Константин Ковалев-Случевский «Николай Чудотворец. Санта Клаус и Русский Бог: Хожение в житие», документально-художественная биография;
   Сергей Мурашев «Ленты Мебиуса», роман, рассказы;
   Владимир Хрусталев «Романовы: от предательства до расстрела», документально-художественная биография;
   диакон Георгий Малков, Петр Малков «У пещер «Богом зданных», документально-художественные биографии.

В ходе заседания состоялось обсуждение итогов работы жюри, был определен лауреат конкурса. Его имя будет названо на торжественной церемонии награждения, которая намечена на 20 мая.

Патриархия.ru http://www.patriarchia.ru/db/text/5801130.html
 
Проблемы исторической поэтики №2, 2021
Миронов А. С.
ЦЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОГО СОСТРАДАНИЯ В ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ: ОСОБЕННОСТЬ БЫЛИННОГО КОНЦЕПТА

В статье предпринят сравнительно-исторический анализ произведений мирового героического эпоса с точки зрения того, как функционирует в нем ценностный концепт деятельного сострадания. Основываясь на обширном фактическом материале, автор показывает, что для разных национальных и цивилизационных традиций характерны различные трактовки этого концепта. Так, если в «Эпосе о Гильгамеше» и в «Илиаде» Гомера, а также в средневековых западноевропейских эпических песнях сострадание, «жалость» не мыслится в качестве аксиологически значимого начала, то эпосы православных народов ориентированы на христианский идеал жертвенной любви, заставляющей героя проявлять сострадание в ущерб личным интересам. Подобная трактовка прослеживается в византийской эпической поэме «Дигенис Акрит», сербских героических песнях и особенно в русских былинах, один из главных героев которых — Илья Муромец — исключительно часто мотивирован именно состраданием. По отношению к ценности сострадания былинных героев предлагается разделить на три типа: «язычники» (Волх, Дунай, Василий Буслаев), «христиане» (Илья Муромец, Микула), а также переходный тип героя. В «ценностном центре» (термин М. М. Бахтина) последнего происходит постепенная девальвация языческих черт (слава-молва; личная честь как материальное воздаяние за подвиги) и утверждение аксиологической доминанты деятельного сострадания.

http://www.intelros.ru/readroom/problemy-istoricheskoy-poetiki/p2-2021/44600-cennost-deyatelnogo-sostradaniya-v-geroicheskom-epose-osobennost-bylinnogo-koncepta.html
Страницы: Пред. 1 ... 10 11 12 13 14 ... 17 След.