Публикации и интервью

2 февраля 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открылось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В начале заседания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к епископату с докладом, в котором затронул основные темы внутрицерковной жизни. Предлагаем вам фрагмент доклада из раздела «Исполнение решений Архиерейского Собора 2013 года», посвященный вопросам подготовки профильных специалистов  

Об «Образовательной концепции Русской Православной Церкви» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал в интервью, которое опубликовано в первом номере журнала «Православное образование» за 2015 год. Предлагаем вам фрагмент интервью, который посвящен этому документу.

С самого детства я рос в ощущении, что жить надо для того, чтобы познать Истину, а поскольку я рос в советское, материалистическое время, то тогда казалось, что познать Истину – это значит познать, как все устроено, поэтому я стал заниматься физикой, поступил на физический факультет Санкт-Петербургского университета. Но тогда же пришло и понимание того, что познание только материального мира не дает познания Истины, потому что самое главное – человеческая душа, а познание внешней реальности часто совершенно никак не влияет на душу человека, то есть можно быть превосходным ученым, будучи, скажем, негодяем, и от этого страдать. Возник вопрос: «Как же тогда эту Истину познать?» И в конечном итоге этот духовный поиск привел меня в Церковь. Тогда я еще не думал становиться священником. Окончательное решение принять священный сан возникло у меня в связи с близким соприкосновением со смертью. Обычно мы не задумываемся над смертью, особенно в молодости, понимая при этом, что когда-то умрем, но нам кажется, что все это так далеко впереди. Мир устроен так, что мы познаем что-либо только на фоне отсутствия этого. Например, дышать для нас легко и естественно, и мы не замечаем нашего дыхания, но вот стоит пережать горло, и мы сразу начинаем чувствовать сладость каждого вздоха. Так и с жизнью –пока у нас нет опыта соприкосновения со смертью, переживание жизни, будучи естественным, не является для нас по-настоящему ярким, глубоко воспринимаемым. Для меня подобным опытом стала смерть очень близкого мне человека – моего отца. Он умер достаточно рано, тогда ему было столько же лет, сколько сейчас мне. И я помню, что буквально на следующий день после его смерти мне пришла в голову мысль, да, именно пришла, это было настолько очевидное ощущение, что я тогда понял смысл этой фразы. И мысль эта заключалась в том, что единственное, ради чего стоит жить, – это то, что не уходит со смертью. А следом тоже пришла (было именно такое ощущение, что снаружи пришла) мысль, которая меня поразила: «Значит, нужно быть священником». Мною самим, может быть, не до конца было осознано, как вторая мысль вытекает из первой, но это было настолько глубоко пережито мною, что не возникло совершенно никаких сомнений в том, что это правда. В тот же год я подал прошение в семинарию, поступил и в конечном итоге стал священником. Таким образом, я бы сказал, что мой отец дважды подарил мне жизнь. Потому что своей смертью он показал мне цену и смысл физической жизни, которую он мне подарил, благодаря чему произошло самое главное событие в моей жизни – священство. Определенную роль на моем пути к Богу и Церкви сыграла наука. На самом деле современная наука возникла как богословие природы, потому что считалось, что Бог дает откровение в двух видах: первое – это Библия, а второе – это сам мир. Мир является книгой Творца, и между этими двумя книгами – между Библией и природой, на самом деле нет противоречий, а если мы такое противоречие видим, то это, скорее всего, наше неправильное понимание ­– либо Библии, либо природы. Мне кажется, что современный образ мира, который имеет сегодняшняя наука, как ни странно, гораздо ближе к библейскому откровению, чем тот образ мира, который формировался в XIX веке и начале XX века (а именно он преподается в школе). Современная физика, не школьная, а именно современная наука, как раз помогает избавиться от наивных материалистических убеждений. И действительно через занятие наукой, физикой многие приходят к Богу. Некоторое время назад университетский храм, где я служу настоятелем, отмечал свое 170-летие, и я попробовал собрать всех выпускников университета – священнослужителей. Всех, конечно, собрать не удалось, но любопытно, что подавляющее большинство из них оказались выпускниками физического факультета. А посмотреть на профессоров и преподавателей нашей Духовной академии: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит Августин (Никитин), протоиерей Борис Безменов – все они выпускники физического факультета. Правильное изучение науки действительно помогает нам прийти к Богу. Выдающиеся немецкие философы, например Кант, ставили перед собой задачу философски осмыслить то, что было открыто наукой в XVIII — начале XIX века. Основываясь на данных науки того времени, Кант пришел к выводу, что мир состоит из материи и, собственно, материя – это на самом деле философская категория, существование которой должно предполагаться для того, чтобы мы могли использовать математику для описания этого мира. Материалистический взгляд на природу преобладал вплоть до начала XX века. Отчасти он и сейчас укоренен, в первую очередь благодаря тому, что мы внутренне остаемся в рамках физики XIX столетия. Но в XX веке произошли радикальные изменения: стало понятно, что в процессе наблюдения сознание наблюдателя в каком-то смысле слова воздействует на мир, а это означает, что та реальность, которую мы называем мертвой, в чем-то похожа на сознание, раз оно на нее воздействует, в чем-то она похожа на психику, то есть это не та мертвая материя, которая нами представляется на основании наших школьных знаний. К сожалению, это революционное, радикальное изменение до конца еще не осознано, но я думаю, что и наука, и философия продвинутся в этом направлении, потому что один из основных вопросов, который стоит сегодня перед наукой, –вопрос о сознании: где оно? Если мир исключительно материален, то сознания просто нет, но ведь мы чувствуем присутствие этой реальности в нас самих. Таков был мой путь поиска Истины – через науку, образование, жизненный опыт, в итоге приведший меня к священническому служению, служению у престола этой единственной Животворящей Истины. Я не могу забыть тех перемен, которые произошли в моей жизни сразу же после принятия священного сана. Они были настолько разительными, что я сам этого не ожидал. Учась в семинарии, ты постоянно видишь, как рукополагают. Вот, например, Васю, твоего приятеля, с которым ты вместе сидел за партой, обвели вокруг престола, архиерей возложил руки ему на голову, прочитал молитву – он уже отец Василий. Но это не переживается как радикальная перемена в человеке. Поэтому для меня самого то, что произошло во время рукоположения, было полной неожиданностью. Я не настраивал себя на это, потому что не знал, что должно произойти. И, когда меня самого также обвели вокруг престола, потом владыка возложил руки и стал читать молитву, было совершенно удивительное ощущение – я почувствовал, что в буквальном смысле этого слова Небо прикоснулось к моей голове, было ощущение, что меня подключили к какому-то совершенно бесконечному резервуару неведомой небесной энергии. После этого я понял, почему священник преподает благословение, я понял, почувствовал, что действительно дается сила, ты оказываешься в каком-то смысле слова проводником этой Божественной, совершенно неизмеримой, неописуемой благодати в этот мир. И я помню, как после рукоположения я ходил по улице, и у меня было такое чувство, что жизнь только началась. То, что было до этого, нельзя в полной мере назвать жизнью, а жизнь может быть только такая… Глядя на окружающих меня людей, я с ужасом думал: «Как они могут жить без этого?» Помню, как еще во время моего сорокоуста в Троицком соборе Александро-Невской лавры (40 Литургий, которые подряд должен отслужить каждый новорукоположенный священнослужитель) я однажды утром сел в троллейбус, чтобы ехать на службу, и вдруг обратил внимание на то, что я как-то совершенно по-новому ощущаю себя и окружающую реальность, я понял, что вот то самое, что произошло при рукоположении, изменило во мне само переживание жизни, ощущение ее. Если попытаться выразить словами, то это ощущение того, что все тело изнутри пронизано светом. Я с удивлением смотрю на свою руку, которая держится за поручень в троллейбусе, и вдруг понимаю, что все мое существо изнутри этим светом пропитано. Меня до сих пор не перестает поражать, что это ощущение света не только не пропало со временем, но за эти 20 лет в священном сане стало только сильнее. И это самое неожиданное и самое драгоценное, потому что когда к чему-то стремишься и этого достигаешь, то со временем сопутствовавшие успеху чувства и эмоции проходят. Здесь же совсем наоборот… Удивительное действие Божественной благодати я ощущал и наблюдал и в окружающем меня мире. После рукоположения более 10 лет я служил в часовне при роддоме в клинике Д. О. Отта. Так получилось, что в этом роддоме родился мой сын, и он выжил во многом благодаря помощи врачей. Как раз в это время при роддоме открывалась часовня, и, так как там не было священника, меня попросили окормлять прихожан часовни. Раз в неделю я туда приходил, исповедовал, причащал, крестил мамочек, младенцев. И хочу сказать, что там я наблюдал огромное количество чудес. Чудеса, если так можно выразиться, были поставлены на поток. Неоднократно случались ситуации, когда у женщины возникали какие-то серьезные проблемы, например, перед самыми родами неправильно лежит ребенок. Ей говорят, что нужно будет делать кесарево сечение, она, конечно, боится этого, но ей просто не родить естественным способом. И вот она приходит, мы с ней служим молебен. Через несколько дней вижу ее – она вся сияющая, радостная! Выясняется, что за ночь ребенок перевернулся, и она родила совершенно нормально. Было несколько историй, просто на моих глазах, когда женщины, которые никак не могли забеременеть, усердно молились, и Господь давал им ребенка, причем, еще раз повторю, это было не единожды. И все оказывалось настолько странным, что даже сами врачи удивлялись, потому что с точки зрения медицины не было никаких надежд. Сфера рождения новой жизни – она такая тонкая, там наиболее очевидны подобные случаи. Хотя Божественные вмешательства нередко происходят и в нашей обыденной жизни, просто мы так говорим: «А, это случайность». На самом же деле, если мы обратимся к богословской традиции, то увидим, что в контексте средневековой теологии случайность – это просто другое наименование для Божественной Воли. Раз Бог все сотворил законосообразно, значит, все подчиняется законам, а если же закон в какой-то момент нарушается, то происходит нечто, что мы называем «случайность». Но это происходит потому, что Бог вмешивается в это событие. То есть в контексте богословской традиции чудо – другое наименование для Божественного вмешательства. Удивительные вещи происходили и во взаимоотношениях с окружающими людьми. Интересно вспомнить, как я, еще будучи семинаристом, нес послушание в паломнической службе Валаамского монастыря, сопровождая паломнические группы. И вот во время первой поездки (повторяю, я еще не был в священном сане, лишь только семинаристом) я был поражен тем, как эти люди, паломники, относились ко мне, сколько в них было любви и внимания. Я понимал, что не заслуживаю этого, но я для них был частью этого Валаамского монастыря, и их отношение к Богу, монастырю проецировалось в том числе и на меня. Это говорит о многом, в плане отношений между священником и вверенными ему людьми. Однако случается так, что возникают разногласия и непонимание. Отчасти оттого, что прихожане часто неосознанно проецируют на священника свои желания – то, каким бы они хотели его видеть, а именно – идеальным, безукоризненно праведным. Но священник – это тоже человек, как и все. И, когда прихожане сталкиваются с обычными проявлениями немощей, в том числе и у священника, они приходят в соблазн. Мне кажется, что священник должен всегда помнить о том, что есть тот образ, который хотели бы видеть прихожане, и стараться этому образу соответствовать, с одной стороны. А с другой, – и это честно по отношению к прихожанам, – чтобы и они понимали, что мы все люди. Все мы, в том числе и священнослужители, ищем в Церкви спасения. И все мы пришли бороться со своими грехами, преодолевать свои немощи. И это наше общее дело, мы должны друг другу в этом помогать. Очень важно, чтобы такое понимание было. Для самого же священника, как и для всех, кто намеревается встать на путь этого высочайшего служения, главное – стараться быть честным перед Богом и перед людьми. Если это будет, то все будет замечательно. Лично для меня образцом такой честности и прямоты является митрополит Антоний Сурожский. Когда я смотрю видеозаписи с его участием или читаю его книги, то как бы всем естеством чувствую, что это человек, который не пытается перед прихожанами играть и надуманно строить из себя какого-то духовного пастыря, наставника, который вещает. Нет, это человек, который просто пытается быть честным перед Богом, и этим замечательным опытом он делится с прихожанами. Когда мы молимся о том, чтобы Бог простил нам грехи, о чем мы молимся? Порой мы вкладываем в такую молитву просьбу не наказывать. Как ребенок, который разбил чашку, приходит к родителям, говорит: «Простите меня, пожалуйста», – в том смысле, что, мол, не наказывайте. Но мы, когда просим у Бога прощения, просим совершенно о другом. По-славянски «просто» – это прямо, «простить» – значит выпрямить. Вот и наша душа искажена грехом, и мы просим, чтобы Бог простил, чтобы Он выпрямил. Но это не происходит без нашей воли. Если я не буду прикладывать усилия к тому, чтобы выпрямиться, само по себе это не произойдет. Именно такая искренность принципиально важна и в наших отношениях с Богом, и в отношениях священника со своей паствой. Потому что люди очень тонко чувствуют любую фальшь, и если я буду говорить с амвона самые праведные слова, а моя жизнь не будет этому соответствовать, быть может, даже никто об этом и не узнает, но все равно, это не сможет не проявиться в моих отношениях с прихожанами. Поэтому еще раз повторю: стремление к искренности, к прямоте, к правде, собственно говоря, и есть самое главное для священника. Мы призваны к тому, чтобы искать Правду Божию и ее в этом мире реализовывать. С самого детства я рос в ощущении, что жить надо для того, чтобы познать Истину, а поскольку я рос в советское, материалистическое время, то тогда казалось, что познать Истину – это значит познать, как все устроено, поэтому я стал заниматься физикой, поступил на физический факультет Санкт-Петербургского университета...

Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла опубликовано в первом номере журнала «Православное образование» за 2015 год. — Ваше Святейшество! За прошедшие пять лет система религиозного образования в Русской Православной Церкви претерпела существенные изменения. Какие из достигнутых результатов Вы считаете самыми важными? — Положительных результатов немало. Но самый важный, на мой взгляд, заключается в том, что нам удалось достичь качественного повышения уровня религиозного образования. А произошло это во многом благодаря тому, что выстроилась четкая система. Системность касается в первую очередь учебных программ, которые реализуют сегодня православные школы и гимназии, воскресные школы и другие образовательные учреждения. Такого раньше не было, ведь нередко в программах различных православных или воскресных школ даже в пределах одной епархии царила настоящая разноголосица. В настоящее время эти программы опираются на общецерковные стандарты, которые соотносятся с государственными образовательными стандартами. Еще одно весьма важное изменение связано с более тесным и интенсивным взаимодействием Церкви и органов государственной власти в сфере образования и просвещения. Кроме того, впервые в новейшей истории России представители Церкви стали приглашаться к участию в самом законотворческом процессе в области образования. Так, в работе над новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в его части, касающейся религиозного образования, приняли активное участие представители целого ряда синодальных учреждений. В результате этой работы удалось внести в закон очень важные нормы и положения. В общем можно сказать, что православное образование сегодня поставлено на очень серьезную профессиональную основу. Это уже не только и не столько труд каких-то отдельных волонтеров-энтузиастов, но масштабная системная работа церковных структур самого различного уровня. За это время между Синодальным и епархиальными отделами религиозного образования и катехизации выработался достаточно слаженный механизм взаимодействия, благодаря которому успешный опыт отдельных епархий постепенно распространяется и усваивается всей Церковью. В целом, подводя некоторый итог, следует сказать, что с помощью Божией немалого удалось достичь за это время. Многое, конечно, еще и предстоит сделать. Но хотел бы подчеркнуть: все, что перечислено сейчас мною, — это реальный, ощутимый результат серьезной и кропотливой общецерковной работы на протяжении последних пяти лет. — Сегодня Церковь активно развивает процесс катехизации на приходах и создает благоприятные условия для воцерковления людей, приходящих в храм: введена минимальная огласительная практика для людей, желающих креститься и венчаться, в епархиях создаются образовательные центры по подготовке катехизаторов, во многих храмах появились стенды с информацией, в том числе об образовательных проектах прихода. Какие еще ключевые задачи Церковь ставит сегодня перед катехизаторами? — Каждая душа человеческая многоценна в очах Божиих. Потому очень важно, чтобы человек, приходящий в храм, чувствовал, что его здесь ждут, что ему рады, что его готовы выслушать и, если нужно, помочь. Церковь сегодня уделяет особое внимание развитию катехизаторской деятельности. В настоящее время на большинстве приходов трудятся штатные катехизаторы, в помощь которым группой специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации было издано «Практическое руководство по приходскому консультированию», рекомендованное Синодальным отделом для использования во всех епархиях и приходах Русской Православной Церкви. Кроме того, разработаны и размещены в открытом доступе макеты буклетов о церковных праздниках, готовятся буклеты по иным церковным повседневным вопросам, чтобы каждый настоятель мог распечатать их и разместить на информационном стенде в храме. Решается постепенно и кадровый вопрос. В целом, все условия для успешной работы есть. Теперь дело во многом за епархиями и приходами. Сегодня перед священнослужителями и мирянами, которые проводят катехизацию, стоит весьма ответственная задача. Задача эта заключается в том, чтобы изменить потребительское отношение людей к Церкви. Ведь как часто происходит? Люди хотят покрестить ребенка или обвенчаться, но идут на катехизические беседы лишь потому, что это является необходимым условием для совершения Таинств Крещения и Брака. Церковь такими людьми воспринимается как своего рода бюро по оказанию духовных услуг. Без сомнения, такое отношение в значительной степени сформировано мировоззренческой парадигмой общества потребления. Но это отношение необходимо менять. И это во многом зависит от усилий катехизатора, от его подхода к совершаемому служению. Важно, чтобы люди пересмотрели свое отношение к Церкви. Церковь — это не комбинат по производству благодати, а живой богочеловеческий организм, в котором обитает и действует Святой Дух. Важно, чтобы те, кто приходит в храм на беседы, осознали это, захотели больше узнать о Православии и о том, чем живет Церковь, чтобы у них появилось желание участвовать в ее жизни. Катехизация призвана открыть для них подлинное христианство, показать красоту и глубину Божественного откровения, тронуть их души и сердца спасительной Евангельской вестью. — Вы непосредственно участвовали во введении новой предметной области или, как говорят, комплексного курса по религиозным культурам и светской этике для общеобразовательных школ. Насколько, по Вашему мнению, успешно проведена апробация и как сейчас реализуется курс? Довольны ли Вы показателями выбора Основ православной культуры? Когда преподавание религиозных культур будет расширено от экспериментального формата по всем годам обучения? — Введение в 2009 году в общеобразовательных школах России комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) я считаю большим совместным достижением нашего общества, государства и Церкви. Преподавание в светской муниципальной и государственной школе традиционной религиозной культуры, приобщение детей к духовно-нравственным ценностям народа — это норма. Норма в любой национальной школе. Ведь полноценное, гармоничное воспитание человека невозможно в отрыве от духовных и культурных корней, вне его связи с культурой народа. Этот курс призван способствовать не только укреплению межрелигиозного мира в нашей стране, но и духовно-нравственному воспитанию школьников, развитию внутренних связей между школьным образованием и семейным воспитанием. В целом это весомый вклад в обновление и школы, и общества. Но вклад, эффект от которого пока реализован лишь на десять процентов. Ведь не будем забывать, что преподавание этой дисциплины ведется пока что только в одном классе из одиннадцати классов средней школы. В целом можно сказать, что апробация курса прошла успешно. Но есть и определенные трудности. Что касается выбора ОПК, то проблемы с этим сейчас сохраняются лишь в нескольких регионах. Осталось буквально несколько таких регионов, где выбор ОПК явно не соответствует структуре населения. Есть и «уникальный», можно сказать, регион — Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках ОРКСЭ, а что нельзя. ОПК — нельзя. При этом грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства, игнорируются решения Президента, Правительства, Министерства образования и науки. С таким положением мы не можем согласиться как участники введения ОРКСЭ, представляющие в этом процессе интересы православного населения. Мы и дальше будем делать все возможное, дабы переломить эту нездоровую ситуацию, будем и дальше ставить этот вопрос на самых различных  государственных уровнях. Что касается расширения преподавания ОРКСЭ, то соответствующие предложения были подготовлены еще два года назад и предусматривают последовательное расширение преподавания на 2-10 классы. Министерство образования пока придерживается позиции, что приступать к расширению рано. Наша позиция состоит в том, что, по крайней мере, надо начинать подготовительную работу по реализации указанной концепции, готовить учебные и методические материалы, выделять средства на подготовку учителей. Есть возможность вводить преподавание ОРКСЭ по всем годам обучения не сразу по всей стране, а выборочно — решением отдельной школы, педагогического коллектива и родителей обучающихся там детей. Такую модель можно принять как переходную. — В Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения идет работа над Образовательной концепцией Русской Православной Церкви. Насколько необходим и важен сегодня этот документ для Церкви? Станет ли он обязательным для всех епархий? Планируется ли создание некой «дорожной карты» с четкими инструкциями о том, как и что надо делать? Или каждая епархия будет самостоятельно разрабатывать стратегию развития православного образования, опираясь на этот документ? — Образовательная концепция — это основополагающий документ, который должен обозначить стратегию развития системы образования Русской Православной Церкви на годы вперед. Безусловно, он важен и необходим сегодня. Но работа над этим документом продолжается и по сей день. Ситуация в образовании сейчас меняется очень быстро, изменяются нормативные документы, концептуальные подходы, ориентиры в образовательной политике государства. Если мы хотим иметь действительно такой, можно сказать, «долгоиграющий», стратегический документ, то не следует торопиться с его принятием. Приведу в этом отношении пример. В новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», как я сказал, вошла статья о религиозном образовании. Однако пока не все наши законодатели соглашается с тем, что религиозное образование — это полноценный компонент образовательной системы в России. Духовное образование — да, воскресная школа при храме — да. Но вот понимание того, что религиозное образование по выбору может быть в детском саду, в школе или в вузе, еще не сложилось у многих отечественных юристов. В большинстве стран мира такое понимание есть, но у нас пока, к сожалению, еще нет. И вот представьте, мы «заведем» этот закон в нашу образовательную концепцию. Тогда мы как бы сами ограничим процесс восстановления православного религиозного образования в российской школе, системе образования той ситуацией, которая сложилась на сегодня. — Какие задачи Церковь ставит сегодня перед православным педагогическим сообществом? К чему необходимо стремиться? — О задаче по расширению преподавания православной культуры по всем годам обучения детей в общеобразовательной школе, хотя бы один час в неделю, я уже сказал. Можно добавить, что это должно быть преемственно с изучением православной культуры, православным духовно-нравственным воспитанием и развитием детей в дошкольном образовании. Сейчас по новому закону и детские сады, и средние школы — все это общее образование. И здесь должна быть преемственность, возможность непрерывного приобщения ребенка к ценностям и традициям Православия по свободному выбору его семьи. До сих пор не решен вопрос с получением научных степеней по теологии. Многие годы наши предложения по этому вопросу наталкиваются на устаревшие советские идеологические стереотипы, главный из которых: «теология — не наука». Ситуация более чем абсурдная, учитывая тот факт, что даже самые экзотические философские направления, не основанные ни на чем, кроме произвола «свободного мыслителя», тем не менее считаются научными в рамках философии. Надеемся, что в этом году вопрос с подготовкой научных кадров по теологии все-таки решится положительно. — Ваше Святейшество, Вы в числе первых начали процесс создания образовательной системы на базе Смоленской епархии. Какие трудности стояли тогда перед Вами? Поделитесь своим опытом с читателями журнала. — Самая главная трудность, с которой пришлось столкнуться мне как епархиальному архиерею — это острый кадровый голод. Не хватало не то что преподавателей для воскресных школ или православных школ, о которых, кстати говоря, трудно было даже помыслить тогда, не хватало священников. В общем, как говорят у нас в народе, работы было непочатый край. Именно преодоление недостатка кадров было для меня одной из первоочередных задач в те годы. Тогда и было принято решение о создании в Смоленске духовного училища, призванного готовить пастырей для Смоленской и иных епархий. Образование первого в регионе духовного училища, преобразованного позднее в семинарию, во многом определило развитие всего религиозного образования в епархии. Благодаря искреннему энтузиазму многих неравнодушных людей в 90-е годы удалось учредить первый православный детский сад, открыть несколько православно ориентированных школ и гимназий, а смоленский опыт введения в программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры» стал одним из самых успешных в России. Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла опубликовано в первом номере журнала «Православное образование» за 2015 год.

23 января 2015 г. секция «Дистанционное обучение в духовном образовании: достижения, проблемы, перспективы» в рамках работы направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» ????? Международных Рождественских образовательных чтений состоялась в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском монастыре. Работу секции возглавили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. О том, какое значение имеет работа секции, комментарий епископа Зарайского Константина:

23 января 2015 года секция «Дистанционное обучение в духовном образовании: достижения, проблемы, перспективы» в рамках работы направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» ????? Международных Рождественских образовательных чтений состоялась в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском монастыре. Участники круглого стола в ходе работы секции сформулировали предложения и пожелания по работе системы дистанционного образования.  Предлагаем читателям ознакомиться с их содержанием.

29 декабря 2014 года в конференц-зале Учебного комитета Русской Православной Церкви состоялось 10 заседание Межведомственной комиссии при Учебном комитете Русской Православной Церкви под председательством первого заместителя Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова. Предлагаем обзор этих организаций в связи со спецификой одобренных им программ.

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

25 декабря 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил журналы Синода Белорусского Экзархата от 19 ноября 2014 года. Среди постановлений - решение о назначении нового ректора Минской духовной академии – иеромонаха Сергия (Акимова) (журнал № 62), а также решение инициировать открытие в Минской духовной академии аспирантуры (журнал № 63). Предлагаем вам интервью с новоназначенным ректором Минской духовной академии.  

Предлагаем Вашему вниманию справочный материл об одном из православных учебных заведений Америки - Свято-Германовской православной духовной семинарии.