В этом выпуске Лаборатории современного зрителя глядываемся в региональный контекст визайнтийского изобразительного искусства. Смотрим запись разговора о живописи Христианского Востока, Италии, Древней Руси, средневековых Балкан и соотношении этих традиций с византийским наследием, будь то подражание, взаимное влияние или вдохновленное ромеями развитие новых форм. Участники диспута — кандидат искусствоведения Анна Захарова (ГИИ, МГУ), кандидат искусствоведения Светлана Мальцева (СПбГУ) и Виталий Сусленков (Свято-Тихоновский гуманитарный университет).
00:00 Характеры влияния византийского искусства 01:27 Многообразие коптского искусства 12:50 Коптское искусство зрелого Средневековья 18:50 Искусство Закавказья 29:40 Герметичность коптской традиции и открытость закавказской 32:50 Интерпретация византийской традиции в Италии 41:40 Интерпретация византийской традиции в Древней Руси 50:30 Своеобразие древнерусского изобразительного искусства 58:15 Стилистические аспекты византизированного итальянского искусства 01:06:00 Визайнтийский художественный экспорт в сербском искусстве 01:16:25 Национальная специфика сербского искусства 01:29:00 Параллелизм сербской и грузинской традиций 01:34:05 Опознаваемость греческой эстетики 01:40:05 Художественное влияние соседей на Византию 01:51:00 Вопрос из зала: о визайнтийских корнях «Троицы» Рублёва 01:52:30 Вопрос из зала: о западной мозаике и восточной иконе 01:55:45 Вопрос из зала: о первых русских мастерах — учениках византийцев 02:00:40 Вопрос из зала: о суровости в изображении святых 02:05:40 Вопрос из зала: о «телесности» Запада и «духовности» Востока
В этом году исполняется 30 лет со времени восстановления монашеской жизни в Успенском женском монастыре города Александрова. Обитель была основана во второй половине XVII века преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в знаменитой Александровской слободе. Еще в 1990-е годы одновременно с восстановлением монастырских зданий и устройством монашеской жизни сестры начали работу в архивах по изучению монастырской истории, по крохам собирали сведения о прежних насельницах обители и священниках, совершавших служение в монастырских храмах. Через некоторое время Успенский женский монастырь в Александрове стал центром работы по канонизации новомучеников и исповедников Владимирской епархии. Трудами сестер был собран огромный материал о пострадавших за Христа в земле Владимирской, подготовлены документы для прославления исповедников: святителя Афанасия (Сахарова) и пресвитера Петра Чельцова. Эта работа продолжается до сих пор. Последние двадцать лет послушание, связанное с изучением истории обители, несет монахиня Сергия (Каламкарова), благочинная Успенского женского монастыря города Александрова. С ней мы и побеседовали о том, что включает в себя монастырское послушание такое рода и с какими трудностями приходится сталкиваться исследователям новейшей истории нашей страны.
Тарасенко Людмила Петровна (ГИМ, Москва) Иконография благоверного князя Александра Невского по памятникам иконописи и прорисям ΧVΙI–ΧVΙΙΙ вв. из собрания Исторического музея Международная научная конференция «Александр Невский: Личность, эпоха, историческая память», приуроченная к 800-летию со дня рождения Александра Невского.