ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 52 След.
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
Чтец Артемий Коровин. Милостыня — проявление нашей любви.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, в нынешний день мы празднуем память небесного покровителя вологодской земли Святителя Антония. Святитель Антоний возглавлял Вологодскую кафедру во второй половине 16 века. Всего лишь 2 года и две недели управлял он Вологодской епархией, но за эти 2 года запомнился вологжанам заботой, радушием и милосердием.

Начинал свой иноческий путь будущий святитель в Свято-Троицком Болдином монастыре Смоленской епархии. Он был постриженником и любимым учеником основателя монастыря преподобного Герасима Болдинского. Еще при жизни своего наставника будущий епископ был удостоен сана священства, а впоследствии стал игуменом этого монастыря. Своей отеческой заботой о благоустроении вверенного ему стада, кротостью и любовью ко всем, незлобием и детской простотой сердца он не только привлек к себе сердца братии и служил для них примером; но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах. Поэтому, когда вологодская архиерейская кафедра после епископа Варлаама сделалась свободной, то святой Антоний собором иерархов был признан достойным занять ее. По рукоположению в архиерейский сан (11 октября 1586 года) епископ Антоний прибыл в Вологду и приступил к управлению епархией. Неустанно трудился святитель на этой Христовой ниве, не жалея своих сил. По его благословению на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы устраивается монастырь – Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь. Еще одним значимым событием религиозно-культурной жизни Вологды при епископском служении святителя Антония стало освящение одного из приделов Софийского собора, заложенного Иваном Грозным в 1568 году, но к тому времени стоявшего неосвященным. Ко времени освящения этого придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи святителю Антонию было уже более 60 лет. Но в заботах о скорейшем устроении храма Господня, он не обращал внимания на свое телесное здоровье, забывал свою старость и неразлучные с нею немощи, казался бодрым и деятельным, подавая собой пример другим. В конце жизни несмотря на упадок сил, он каждодневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам и дома большую часть дня и ночи проводил в молитвах. По прошествии времени, когда здоровье его еще более расстроилось и он сильно изнемог, то преподав всем благословение Святитель Антоний причастился Святых Христовых Тайн и затем вскоре скончался. Погребен Был Святитель в Софийском соборе.

Чему нас учит жизнь святителя Антония, зачем нам знать житие святого, зачем созерцать его икону? Апостол Павел в послании к Евреям пишет: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Что значит — взирая? Постоянно обращаясь к тому, рассуждая в самих себе, размышляя, тщательно исследуя и испытывая. Святитель Антоний нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека. Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека, как это делал он сам. Святой поистине имел огромное сердце в которое помещались все и в котором не было тесно никому. Мы должны подражать святому и расширять свое сердце и видеть в каждом человеке ближнего. Кто же наш ближний? Ближний — это тот кто сейчас в нас нуждается. Если мы посмотрим, какую мы с вами имеем любовь. поступаем с нашими ближними, когда нас просят о помощи. Нам проще делать добро тем, кто с нами поступает также. Но Господь в Евангелии говорит: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5:46) Наша же любовь должна быть жертвенной. Ведь если мы кого — то любим, то ради него мы готовы на многое, а часто на все. Так и Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Достичь такой любви не просто, но если начать с маленького, то постепенно мы сможем стать лучше.

 Первое, с чего можно начать – это прощение обид. Преподобный Серафим Саровский по этому поводу говорит: «за обиду, какова бы она не была, не должно отмщать, но напротив прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему». Прощать необходимо каждому, не смотря на обиду. Потому что все это посылается нам от Господа, для того чтобы претерпевая обиды мы ставали лучше.

Следующей ступенькой проявления нашей любви — является милостыня. часто ли мы творим милостыню, или посещаем больных людей чтобы поддержать их хотя — бы морально? В наше нелегкое время все нуждаются в поддержке, но к сожаленью, год за годом, день за днем все более и более оскудевает любовь, а где нет любви – там нет и Господа. Преподобный Нил синайский сказал: «в добрых делах всегда спеши…». В этом нам подает пример святитель Антоний, который за малое время своей апостольской ревностью о благе паствы и своими высокими нравственными качествами снискал в сердцах вологжан такую любовь и уважение к себе, что провожать его в последний путь, по замечанию составителя жизнеописания, собрался «весь град от мала до велика…» и на погребении его не было такого человека, кто бы не источал жалостных слез по своем пастыре и учителе. Любовь его была такова , что находясь на смертном одре он до последних минут своей жизни, перемогая себя по прежнему с радушием и любовью принимал всех приходивших к нему, со всеми прощался и благословлял всех, так что и по преставлении его охладевшая рука святителя осталась благословляющей. Господь молитвами угодника своего, святителя Антония да подаст нам доброе и милующее сердце. Аминь.

Проповедь студента 3 курса чтеца Артемия Коровина, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в день памяти святителя Антония Вологодского, 8 ноября 2019 г.

http://vologda-seminaria.ru/chtets-artemij-korovin-milostynya-proyavlenie-nashej-lyubvi/
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
Чтец Дмитрий Свиридов. Христос — наш главный врач

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за божественной литургией мы имели возможность слышать отрывок евангелия от Луки. Евангелист в этом отрывке передает историю сразу двух чудес, которые сотворил Господь наш Иисус Христос.

Иаир, начальник синагоги, человек, имеющий высокий статус в обществе, падает «к ногам Иисуса» (Лк. 8:41) и просит Христа прийти к нему в дом, в котором находится его дочь, лежащая при смерти. Факт того, что человек такого статуса как Иаир на глазах толпы просит Иисуса о помощи, говорит о крайнем отчаянии этого человека. Дочь находится при смерти, то есть она больна не один день и не неделю, а достаточно долгий промежуток времени, и только дойдя до точки невозврата, достигнув пика отчаяния, Иаир закрывает глаза на свой статус, смиряется и с последней верой идет к Господу. Господь откликается на зов Иаира и начинает путь в его дом. Шествие замедляет толпа, которая также ждет чудес, ждет проповедания истины, или просто ищет шанс посмеяться над Христом. Дальше евангелист Лука выводит из толпы второго человека, который ждет чуда. Это женщина, «руководимая весьма сильной верой» и страдающая кровотечением на протяжении двенадцати лет. Нужно отметить, что кровотечение — это признак нечистоты, а народ еврейский тяготился и пытался как можно сильнее отгородится от предмета нечистоты. Отношение к этой женщине — источнику нечистоты является негативным. И она сама это понимает. После двенадцати лет кровотечения, она решается на главный поступок своей жизни — она решает отдать свою участь в руки Господни. Она с верою осознает, что последняя возможность исцеления — это прикоснуться «края одежды Его» (Лк. 8:44). Прикоснуться означает прийти к Богу, возложить надежду на Его промысел. Мы видим, что и она решается не в первое время своего недуга, не в первый год. Она, «издержав на врачей все имение» (Лк. 8:43), то есть потратив все свои средства, испробовав все возможные способы, способы рук человеческих, она решает обратиться за помощью к Господу и она получает ее. Господь не презрел ее, но сказал ей: «дерзай дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Лк. 8: 48). Слуга Иаира приносит горестную весть. Дочь Иаира умерла. Не успели дойти или дочери стало гораздо хуже. Это уже не важно. наступила точка невозврата для человека. Но не для Христа. Придя в дом Иаира, Господь уверяет их: «Она не умерла, но спит» (Лк. 8:52). Домочадцы засмеялись над этими словами. Но каков был их шок, когда Христос победил смерть этого дитя и вернул ее к жизни. Господь дал заповедь Иаиру: «только веруй», указывая на то. что без веры не могло быть возвращения к жизни его дочери.

Чему же, дорогие братья и сестры, может научить и учит нас этот отрывок. Иаир и кровоточивая — это мы, люди двадцать первого века, которые не всегда сразу несут свои печали, горести Христу. Мы также дожидаемся точки невозврата, пытаемся сами помочь себе. Мы ставим веру в Бога на последние место. Но нет. Мы должны научиться ставить Бога и веру в Него на первое место, а не веру в людей, которые помогут, не веру в то, что мы сами способны что- то полноценно исправить в своей жизни, некий случай или «авось пронесет», если нет веры в силу Божию, то нам не в силах помочь ни люди близкие нам, не мы сами, ни случай, ни авось. Мы слабы и больны, больны грехом. Мы ничего не можем сделать без воли Божией. Грех — это наше кровотечение. «Как кровоточивая женщина в сегодняшнем Евангелии была неисцельно больна, точно также грехи наши неисцелимы никакими человеческими средствами». Но если женщина из евангелия страдала двенадцать лет, то мы страдаем пожизненно, и страдаем из-за того, что не обращаемся ко Христу, мы не идем к Нему, мы к нему «не прикасаемся». Но кровоточивая показала нам что дает прикосновение к краю ризы Господней, что дает встреча с Ним, что дает вера в Него. Это все дает очищение. Очищение душ и телес. Христос- наш главный врач. И для исцеления наших душ Он преподносит драгоценное Тело Свое и Святую Кровь Свою. И если мы не прикасаемся Тела и Крови Христовой, если не имеем веры к Нему, то вся наша жизнь земная не способствует строению жизни небесной.

Дорогие братья и сестры, нам следует запечатлеть эту евангельскую историю в своем сердце. Нам следует брать пример с Иаира и кровоточивой, которые своей верой, своим упованием, пусть даже и запоздалым, выстроили себе путь к Богу — Источнику всех благ. Давайте и мы в сохранении веры нашей обретем источник бессмертия и жизни вечной. Аминь.

Проповедь студента 3 курса чтеца Дмитрия Свиридова, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в неделю 22-ю по Пятидесятнице, 17 ноября 2019 г.

http://vologda-seminaria.ru/chtets-dmitrij-sviridov-hristos-nash-glavnyj-vrach/
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
Егор Здрогов. Милость — духовное богатство

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали притчу о богаче и нищем Лазаре, описанную в Евангелии от Луки. Святая Церковь в этот день предлагает нам поразмышлять над этим отрывком.

Господь в этой притче показывает двух совершенно различных, диаметрально противоположных людей. Один был богат, знатен, одевался в роскошные одежды, а другой — лежал в язвах у ворот дома. Один жил, что называется «на широкую ногу» — пировал и всячески предавался веселию. Другой же мечтал, лишь бы получить те ничтожные объедки, что оставались от трапезы богача.

Но вот, пришла смерть. Лазарь, по слову Господа, « … отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.» (Лк.16:22)1. Почему? Потому, что при жизни, находясь в столь незавидном положении он ни разу не возроптал на Бога и не осудил богача. «Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами»2 — отмечает блж. Феофилакт Болгарский. А что же богач? Он, тоже умер. Как говорит блаженный Феофилакт «Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад»3.

В чём же состояла вина богача? По мысли архиепископа Аверкия (Таушева) «…неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки»4. Он пренебрёг не только богатством материальным, но и самым величайшим — милостью. Ведь

будучи человеком состоятельным, он мог бы облегчить страдания несчастного Лазаря.

И вот, находясь в муках, он видит Авраама и Лазаря на лоне его. Он просит проявить Авраама снисхождение. Сначала просит послать к нему Лазаря, чтобы облегчить страдания, затем послать Лазаря на землю к братьям богача, ведущим, по всей видимости, не менее порочный образ жизни. То есть он вспомнил о милости — но это было запоздалое раскаяние. Праотец Авраам отказывает ему в просьбе, так как богач получил муку соразмерную своей прежней греховной жизни5. По другой причине Авраам отказывает богачу по причине великой пропасти, разделяющей праведников и грешников. Как пишет архиеп.Аверкий (Таушев): «между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других»6.

Чему же учит нас эта притча? Она говорит нам о необходимости правильного пользования богатствами, данными нам Богом. Богатства эти не только материальные, но и духовные, и прежде всего — это милость. Да, человек может иметь небольшой достаток. Но у него есть милость — сокровище, которое никогда не иссякнет. Ничто не мешает нам, например, утешить человека словом в горе, уделить ему внимание, выслушать его, побеседовать с ним и т.д. Потому как зачастую человек нуждается в том, чтобы его поняли и выслушали. Тем же, кто имеет более высокий достаток ничто не мешает уделять часть от него нуждающимся. Например, св. прав.Иоанн Кронштадский организовал на свои средства «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, помогал многим нуждающимся7. Потому как сказано в Священном Писании «Ибо суд без

милости не оказавшему милости; милость превозносится на судом» (Иак.2:13)8. Аминь

Проповедь студента 3 курса Здрогова Егора, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в неделю 2о-ю по Пятидесятнице, 3 ноября 2019 года.

http://vologda-seminaria.ru/egor-zdrogov-milost-duhovnoe-bogatstvo/
Страницы: Пред. 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 52 След.