ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 52 След.
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
«Толкование Евангелия от Луки гл. 8 ст. 16 – 21»

Проповедь студента III-курса бакалавриата КДС Сергея Дьякова, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 9 ноября 2019 года, на тему: «Толкование Евангелия от Луки гл. 8 ст. 16 – 21».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали евангельское чтение от Луки, где Господь наш Иисус Христос обращается к Своим ученикам и говорит наставление, в виде притчи.

Спаситель говорит такие слова: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» ( Лк. 8: 16-17).

По толкованию святителя Феофана Затворника, эти слова Господа говорят нам, что как бы мы ни прятали свои худые дела, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. И далее он продолжает, говоря, что документом, на котором будет вестись эта запись, является наша совесть. Мы иногда заставляем совесть молчать, и она молчит. Но хотя она и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись нашим делам.

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8: 18).

Эти слова по отношению к апостолам и народу имеют следующий смысл: апостолы, с дарованным им от Бога познанием тайн Царствия Небесного и с собственным старанием узнавать их более и более, могут понимать эти тайны полнее и совершеннее; народ же, не имея этого старания, без помощи притчей, потерял бы и то скудное знание, какое имел. Еще эти слова значат, что за усердие Бог дает и умножает благодатные дары, а за нерадение лишает их. Так бывает и среди нас: кто не желает слушать, тому перестают и говорить, а кто охотно слушает, тому сообщают еще большее.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:19-21)

Этими словами: «мать Моя и братья Мои суть те, кто слушают слово Божие и исполняют его», Господь показывает нам то, что Он пришел спасти весь мир и всех сделать братьями. Но поскольку одно слушание никого не спасает, а разве только осуждает, Он говорит что нам должно не только слушать, но и исполнять.

Так же, возвращаясь к толкованию святителя Феофана Затворника, нужно сказать, что наши плохие дела, написанные совестью изгладить слезами покаяния. Эти слёзы всё худое смоют, не останется от этого и следа.

Этим евангельским сюжетом Господь призывает нас быть в примирении со своей совестью.

О пользе чтения Святого Евангелия говорят нам все святые отцы. Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Святое Евангелие можно уподобить зеркалу, в котором каждый из нас, если захочет, увидит состояние своей души и то всемогущее врачевание, которое предлагается всемогущим врачом — Богом». В Евангелии можно найти все ответы на наши житейские вопросы или трудности.

Так же, преподобноисповедник Никон Оптинский, рассуждая о пользе Евангельского чтения, приводит такие слова: «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнетесь духом его, сделайте его правилом своей жизни, своей настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это - единственный свет нашей жизни».

Исходя из этого евангельского повествования и всего выше сказанного, давайте мы с вами, дорогие братья и сестры, будем слушать свою совесть, всегда находиться с ней в примирении , а так же слушать и исполнять слова Господа нашего Иисуса Христа, которые полностью изложены во Святом Евангелии, для того чтобы действительно стать сродниками нашего Спасителя. Аминь.


http://kalugads.ru/tolkovanie-evangeliya-ot-luki-gl-8-st-16-21
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
Звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 41)
Проповедь священника Сергия Шилова, преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии в день памяти св. прп. Илариона Великого.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Апостол Павел в первом послании к Коринфянам приводит такое сравнение: "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе" (1 Кор. 15, 41).
Действительно, если мы посмотрим на звёздное небо, мы увидим звёзды более яркие, менее яркие, а есть и такие, которые невооружённым взглядом увидеть и невозможно. Эта замечательная аналогия Апостола Павла приведена по отношению к тем людям, которые своей праведной жизнью удостоились чинов святости.
В церковном календаре запечатлены имена многих угодников Божиих. Какие-то из них более известны, какие-то менее. Но ещё более святых угодников Божиих осталось вне церковного календаря, потому что часто люди, желая приблизиться к Богу, всячески избегали человеческой славы, живя по принципу: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу" (Псалом 11, 9). Поэтому бесчисленное множество святых так и не попало в церковные календари, месяцесловы, синодики. Вместе с тем мы верим в то, что эти святые угодники предстоят за нас грешных в молитве перед Престолом Вседержителя.
С сегодняшнего вечера и завтра мы отмечаем память святого преподобного Илариона Великого. Это свидетельство того, как неумолимо время сглаживает из человеческой памяти следы минувших событий. Когда-то преподобного Илариона назвали Великим, а теперь, наверное, редкие люди знают о таком святом. Но память этого святого говорит нам о величии человека и о том великом предназначении, к которому мы все, братья и сестры, призваны. Ведь цель жизни Христианина – встреча с Богом, это обожение, всецелое уподобление Богу. И жизнь преподобного Илариона Великого – свидетельство того, что немощный человек, грешный, слабый и духовно, и физически, способен преобразить свою собственную душу. И главное на этом пути – всецелое стремление предать себя в руки Божии и следовать за Христом.
Преподобный Иларион Великий родился в III веке в Палестине. Для получения образования он отправился в Александрию, огромный город в Египте, который в те времена был мегаполисом, средоточием жизни, науки, торговли и одним из крупнейших городов тогдашнего мира. И вот именно в этом городе, находясь в городской суете, преподобный Иларион почувствовал, что всё это его тяготит, что душа его просит чего-то другого, он не может ужиться в этом огромном городе. И тогда он услышал о том, что в этом же Египте, недалеко от Александрии, в египетской пустыне подвизается великий святой – преподобный Антоний, которого ещё при жизни называли святым, один из основателей и столпов христианского монашества. И преподобный Иларион устремился в эту пустыню, бежал без оглядки из этого города, мегаполиса, для того чтобы увидеть этого святого и подражать его жизни. И в этом первый пример, который нам преподаёт Иларион Великий.
В нашей жизни необходимо найти такого человека или людей, которые будут для нас ориентиром в духовной жизни, глядя на которых мы можем сказать: "Вот действительно образец для подражания жизни христианской, и вот тот человек, на которого я хочу быть похожим, которому я хочу следовать".
У преподобного Илариона была очень непростая, сложная жизнь, жизнеописание сохранило всего несколько кратких, но очень ярких эпизодов из этой жизни, один из которых – совершенно поразительный – хочется привести на память:
Однажды, пребывая в пустыне в безмолвии, молитвенном созерцании, преподобный Иларион подвергся нападению разбойников, и кроткое слово назидания, вразумления и обличения перевернуло жизнь этих людей, и на том месте, в пустыне, разбойники основали монастырь, первыми насельниками которого и стали. Это удивительный пример того, как горячо и искренне верующий человек может преобразить не только свою душу, но и то зло, которое его окружает.
Поэтому, дорогие братья и сестры, в этот день будем молиться преподобному Илариону Великому, чтобы по его молитве и наша жизнь преобразилась. Сложно спастись, пребывая в миру, живя в крупном мегаполисе, осознавая свою слабость, духовное несовершенство. Сложно не прийти даже в какое-то уныние, осознавая, как далеко отстоит наша жизнь от жизни величайших подвижников древности, но вместе с тем, дорогие братья и сестры, по молитвам преподобного Илариона и великого множества явленных и неявленных святых угодников Божиих будем стремиться к тому, чтобы и в нашей жизни отблеск Божественного Света сиял так же, как он сиял в жизни преподобного Илариона, чтобы по милости Божией и наша жизнь преображалась. Конечно, невозможно всё бросить, уйти в пустыню. Такие духовные подвиги доступны лишь немногим, но в силах каждого человека стремиться к тому, чтобы в его жизни воплощались идеи Евангельских нравственных идеалов, чтобы в нашей жизни незримое присутствие Божие ощущалось, потому что о величайших праведниках древности говорили, что они ходят пред Богом, то есть живут таким образом, как если бы Бог видимым образом присутствовал в их жизни. В присутствии какого-то вышестоящего начальства мы будем вести себя хорошо и ходить "по струнке" и стремиться делать всё так, как положено. И вот как же страшно то, что мы забываем, что Господь Всеведущий видит не только наши действия, но и знает наши помыслы и наши сокровенные желания и тайные стремления. Будем же, дорогие братья и сестры, во все дни нашей жизни стремиться к тому, чтобы хотя бы немножко приблизиться к идеалу духовной жизни, чтобы по милости Божией и мы оказались хотя бы теми самыми маленькими звёздочками, которых не видно невооружённым взглядом, но которые всё-таки где-то в глубине Царства Небесного сияют. Аминь.

http://nupds.ru/index.php/component/content/article/55-2013-01-15-16-28-57/3580-2013-04-02-06-08-25
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
«Будьте братолюбивы друг ко другу» (Рим. 12, 10)

Октябрь. Время умиротворяющего пейзажа. Земля готовится ко сну, и всё вокруг будто убаюкивает ее. Деревья укрывают землю одеялом опавших листьев. Густые облака всё реже и реже позволяют солнечным лучам беспокоить уставшую землю. А радостное пение птиц сменилось монотонным звучанием дождя. Кажется, октябрь – это время, когда всё вокруг замирает, засыпает и застывает.

Иногда застывают и отношения между людьми. Иногда шедшие навстречу друг другу люди почему-то останавливаются, перестают трудиться друг для друга и всё больше и больше желают получать, ничего не отдавая. Опасная мысль, будто прежде сделанного уже достаточно для того, чтобы друг всегда был также близок, как и прежде, парализует человека. Она лишает дружеские отношения жизни и превращает их в ледяную статую, неподвижную, хрупкую и холодную. И какой бы прекрасной ни казалась эта статуя, рано или поздно она растает и исчезнет.

О, если бы исчезали не дружеские отношения, а пропасть между людьми, считающими, что между ними нет ничего общего! Те, кто принимает эту ложь, стоят на разных сторонах одного обрыва, и черная пропасть недоверия разделяет их. Она страшна, потому что разделяет, калечит и губит. Она не позволяет узнать другого, учиться у него, наслаждаться его достоинствами и талантами. Пропасть недоверия сковывает разделенных ею людей, и никто из них порой так и не начинает строить мост над ней.

Совсем другому нас учит Христос. Он стоит у дверей человеческого сердца, не перестает стучать и смиренно ждет, когда Его впустят. Христос трудится для каждого из нас каждый день и не вспоминает ни многих благ, которые Он уже сотворил, ни тех ран, которые Он получил взамен. И сегодня, в день памяти святителей Московских, Кроткий Владыка вновь подает нам руку. Он посылает к нам двенадцать святителей. Среди них мы не найдем двух одинаковых. Они жили в разное время, сталкивались с различными трудностями и прославились неодинаковыми подвигами. Такие разные они пришли сегодня к нам, также не похожим друг на друга. Кто-то из нас прислушается к чудотворцу Алексию, исцелившему жену монгольского хана от слепоты. Кто-то будет восхищаться стойкостью Патриарха Ермогена, замученного иноземными захватчиками, и мужеством митрополита Петра, расстрелянного кровавыми гонителями. Иной будет поражен глубиной проповедей митрополита Филарета и мудростью пастырских посланий Патриарха Тихона, несшего крест патриаршего служения во время жесточайшего террора. А кто-то придет сегодня в Успенский собор нашей Лавры к мощам святителя Иннокентия поучиться его ревностному желанию пойти за Христом даже на край света. История каждого из вспоминаемых сегодня Московских святителей может многому научить каждого из нас. Посылая к нам своих угодников, Спаситель ждет, что после попыток научить нас великие святители не обратятся к нам со словами из сегодняшнего Евангельского чтения: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали» (Лк. 7, 32).

В сегодняшний день Спаситель вновь служит нам, ведь Он опять трудится для того, чтобы мы не затворяли перед Ним сердец. Неужели и мы не будем делать того же для ближних? Неужели остановимся на пути радостного труда для своих друзей и превратимся в заледеневшую статую? Неужели не начнем возводить мост над пропастью недоверия? При ответе на эти вопросы будем помнить, что труд ради другого – это труд ради самого себя.

Проповедь произнес студент пропедевтического отделения магистратуры Московской духовной академии чтец Иоанн Кривоногов на Литургии 18 октября 2019 года.
Страницы: Пред. 1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 52 След.