ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 52 След.
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
О несении малого и большого креста

   Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк.9:23).

Церковь продолжает праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. И Воздвижение Честного Креста побуждает нашу душу стремиться выше и подумать над тем, насколько правильной жизнью мы живем перед лицом Божиим. Крест воздвигается, и жизнь христианина должна устремиться в небеса, должна быть неземной, неотмирной, должна направиться к исполнению подвигов святых, должна иметь подлинную духовную цель, чтобы по-настоящему руководствоваться примером святости. А в нашей повседневной жизни, к сожалению, идеалы святости остаются очень далеки…

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим проникновенные слова Христа Спасителя. Он говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». С одной стороны, наша жизнь с нашими скорбями, с нашими трудностями, искушениями, испытаниями, с осуждением людей, непониманием, неприязнью, со спорами, с проблемами уже кажется неким самоотречением. И мы едва способны нести то, что каждый день дается по Божественному Промыслу или попущению. Но мы слышим слова Спасителя: «Отвергнись себя и возьми крест свой». В буквальном понимании данный призыв означает несение своего малого креста, напоминающее несение орудия смертной казни в древнем мире. Но мы можем их понять и в смысле несения Креста Христова, в смысле призыва Христа Спасителя к христианской жизни, сказанного прежде Распятия, но призывающего нас к сораспятию и совоскресению.

В духовном смысле мы призываемся к тому, чтобы взять Крест, который воздвигается и освящает бытие, взять Крест, который является источником нашего спасения, взять самую драгоценную реликвию христианской веры, устремить свою жизнь к Богу, вступить на путь сораспятия, пройти от образа, данного нам Богом, к приобретению Божественного подобия через отречение своей собственной воли. По слову свт. Василия Великого, «первым (образом) мы обладаем по сотворению, второе (подобие) приобретаем волей». Эти слова побуждают нас к тому, чтобы мы с вами, несмотря на то что крест, который мы уже несем, кажется очень большим и трудноподъемным, не боялись и брали Крест как орудие победы жизни над смертью христианской благодаря вере Христовой, чтобы мы с вами не боялись примеров святости, не устрашались святоотеческих призывов, не избегали подлинного послушания и подлинного отречения от самого себя.

В современном мире очень часто мы живем своей волей, а Господь требует, чтобы мы свою волю отсекали. Мы едва спрашиваем совет духовного отца. А святые отцы говорят, что мы должны быть в глубинном послушании духовному отцу, который сам по себе должен быть примером подлинной святости, должен быть, по определению свт. Феофана Затворника, человеком не «холодным», а «горячим», не мертвым духовно, а живым, не о земном размышляющим, а в небеса устремляющим человеческие души. «Старец-руководитель нужен для берущихся за великую внутреннюю жизнь» — эти слова Вышенского святителя подчеркивают, насколько высокий идеал духовного руководства можно реализовать в жизни, если жить в стремлении к подлинному послушанию и поиску Божественной воли.

Воздвигается Честной и Животворящий Крест. И мы с вами, пользуясь этим праздником, ставим перед собой и перед своей душой духовную задачу. Несмотря на то, что в современном мире трудно найти святого человека, несмотря на то, что у нас много проблем, несмотря на то, что ум отвыкает от чтения святоотеческих назиданий, несмотря на то, что в нашей жизни есть много вроде бы неисполнимого из духовных заветов, будем слышать своей душой слова Христа Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», и пытаться их исполнить, не откладывая на потом. Бывает, что человек болеет неисцелимой болезнью, прилагает множество усилий, чтобы от этой болезни исцелиться. Но эти усилия иногда помогают, иногда не помогают. Но вдруг проходит некоторое время, и болезнь по молитвам и по милости воли Божией проходит, и человек оказывается здоровым.

Трудным кажется несение креста, но Господь говорит нам: «Отвергнись себя и возьми крест свой». Из состояния обыденной повседневности и состояния невозможности преодолеть даже малые духовные проблемы в своей жизни, Господь призывает нас к высочайшему примеру святости, к тому, чтобы преодолеть духовную болезнь своеволия и непослушания, чтобы мы верно последовали за Ним, вплоть до Царства Небесного, которое приходит в силе.

Проповедь игумена Дионисия (Шленова) на Божественной литургии в нижнем семинарском храме святых великомучениц Варвары, Анастасии и мученицы Акилины 29 сентября 2019 года

Источник https://mpda.ru/publications/o-nesenii-malogo-i-bolshogo-kresta/
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
Проповедь студента пропедевтического отделения магистратуры Московской духовной академии чтец Иоанна Кривоногова на Литургии 18 октября 2019 года.
«Будьте братолюбивы друг ко другу» (Рим. 12, 10)

Октябрь. Время умиротворяющего пейзажа. Земля готовится ко сну, и всё вокруг будто убаюкивает ее. Деревья укрывают землю одеялом опавших листьев. Густые облака всё реже и реже позволяют солнечным лучам беспокоить уставшую землю. А радостное пение птиц сменилось монотонным звучанием дождя. Кажется, октябрь – это время, когда всё вокруг замирает, засыпает и застывает.

Иногда застывают и отношения между людьми. Иногда шедшие навстречу друг другу люди почему-то останавливаются, перестают трудиться друг для друга и всё больше и больше желают получать, ничего не отдавая. Опасная мысль, будто прежде сделанного уже достаточно для того, чтобы друг всегда был также близок, как и прежде, парализует человека. Она лишает дружеские отношения жизни и превращает их в ледяную статую, неподвижную, хрупкую и холодную. И какой бы прекрасной ни казалась эта статуя, рано или поздно она растает и исчезнет.

О, если бы исчезали не дружеские отношения, а пропасть между людьми, считающими, что между ними нет ничего общего! Те, кто принимает эту ложь, стоят на разных сторонах одного обрыва, и черная пропасть недоверия разделяет их. Она страшна, потому что разделяет, калечит и губит. Она не позволяет узнать другого, учиться у него, наслаждаться его достоинствами и талантами. Пропасть недоверия сковывает разделенных ею людей, и никто из них порой так и не начинает строить мост над ней.

Совсем другому нас учит Христос. Он стоит у дверей человеческого сердца, не перестает стучать и смиренно ждет, когда Его впустят. Христос трудится для каждого из нас каждый день и не вспоминает ни многих благ, которые Он уже сотворил, ни тех ран, которые Он получил взамен. И сегодня, в день памяти святителей Московских, Кроткий Владыка вновь подает нам руку. Он посылает к нам двенадцать святителей. Среди них мы не найдем двух одинаковых. Они жили в разное время, сталкивались с различными трудностями и прославились неодинаковыми подвигами. Такие разные они пришли сегодня к нам, также не похожим друг на друга. Кто-то из нас прислушается к чудотворцу Алексию, исцелившему жену монгольского хана от слепоты. Кто-то будет восхищаться стойкостью Патриарха Ермогена, замученного иноземными захватчиками, и мужеством митрополита Петра, расстрелянного кровавыми гонителями. Иной будет поражен глубиной проповедей митрополита Филарета и мудростью пастырских посланий Патриарха Тихона, несшего крест патриаршего служения во время жесточайшего террора. А кто-то придет сегодня в Успенский собор нашей Лавры к мощам святителя Иннокентия поучиться его ревностному желанию пойти за Христом даже на край света. История каждого из вспоминаемых сегодня Московских святителей может многому научить каждого из нас. Посылая к нам своих угодников, Спаситель ждет, что после попыток научить нас великие святители не обратятся к нам со словами из сегодняшнего Евангельского чтения: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали» (Лк. 7, 32).

В сегодняшний день Спаситель вновь служит нам, ведь Он опять трудится для того, чтобы мы не затворяли перед Ним сердец. Неужели и мы не будем делать того же для ближних? Неужели остановимся на пути радостного труда для своих друзей и превратимся в заледеневшую статую? Неужели не начнем возводить мост над пропастью недоверия? При ответе на эти вопросы будем помнить, что труд ради другого – это труд ради самого себя.

Источник https://mpda.ru/publications/budte-bratoljubivy-drug-ko-drugu-rim-12-10/
Книги, Книги полезные для историков и студентов, изучающих дисциплины исторического цикла
 
Издан учебник по Всеобщей истории архивов

Впервые в России издан учебник по Всеобщей истории архивов. Комплексный учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлениям: «Документоведение и архивоведение» (бакалавриат) и «История» (магистратура). В учебнике представлено последовательное изложение развития архивного дела в странах Европы, связывающее в единое целое архивную теорию, историю и практику. Обобщение громадного материала позволило по-новому поставить вопрос о периодизации развития архивного дела в европейских странах.

Актуальность издания определяется отсутствием в учебно-научной литературе комплексного учебника по дисциплинам, связанными с Всеобщей историей архивов, читаемыми в Историко-архивном институте РГГУ. Актуальность учебника обусловлена также не изученностью отечественной историко-архивоведческой наукой важных проблем западного архивоведения, а также необходимостью выбора оптимального вектора развития архивного, в том числе, на основе зарубежного опыта.

Европейские архивы прошли длительные путь развития. Были они и «сокровищницами хартий», и «арсеналами власти». Мы верим, что сейчас живем в эпоху архивов «лабораторий истории». Когда главный приоритет архивов – это использование архивных документов. А цель – служение: человеку, обществу, государству и нации, в конечном счёте – всему человечеству.

Учебник суммирует достижения ученых-архивоведов предшествующего столетия и предполагает заполнить образовавшийся пробел в Всеобщей истории архивов.

Учебник знакомит студентов с системой архивов, с научно-справочным аппаратом архивов, рукописных отделов музеев и библиотек для привития им навыков работы с эвристическим аппаратом документального массива на традиционных и нетрадиционных носителях. Студенты в результате получают инструментарий, ориентир для поиска информации на уровне архивных дел и документов. В результате изучения материала данного учебника студент должен отчетливо представлять себе взаимообусловленность и взаимосвязанность процессов, отражающих динамику профессии архивиста и историка.

Структура учебника соответствует программе курса «Всеобщая история архивов», читаемого кафедрой Истории и организации архивного дела ИАИ РГГУ.

Следует отметить, что издание первого в российской истории учебника по Всеобщей истории архивов стало большим событием не только для Историко-архивного института, РГГУ в целом, но все отечественной исторической науки.

Всеобщая история архивов: История и организация архивного дела в странах Европы: Учеб. Ч. 1. / Ш. Кечкемети, К.А. Мазин, С. Петкова и др.; Отв. Ред. Т.И. Хорхордина. – М.: РГГУ, 2019. – 379 с.

Источник https://www.rsuh.ru/iai/news/detail.php?ID=443101
Страницы: Пред. 1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 52 След.