ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 30 След.
Книги, Книги полезные для историков и студентов, изучающих дисциплины исторического цикла
 
Как Православие пришло на Аляску

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Православие в Русской Америке: этапы становления. Калуга: Калужская духовная семинария, 2020. 252 с.

Из-под пера митрополита Калужского и Боровского Климента вышло немало трудов по истории Русской Православной Церкви, были в том числе и крупные работы, где затрагивались вопросы о православной духовной миссии на Аляске.

Новая книга представляет собой научную монографию, значительно дополняющую прежние труды владыки Климента. В ней рассматривается эпоха, когда духовная власть Русской Церкви за океаном осуществлялась в условиях государственной деятельности Российской империи в Северной Америке. По словам самого автора книги, «Хронологические рамки предпринимаемого исследования полностью совпадают с эпохой русского присутствия на Североамериканском континенте. Нижней границей является 1741 г., когда берегов Аляски достигла Вторая Камчатская экспедиция и началось русское освоение этого края; верхней границей стал 1867 г., когда произошла продажа заокеанских территорий Российской империи Соединенным Штатам Америки».

В географическом плане исследование охватывает всю современную территорию штата Аляска, включая Алеутские острова (хотя в старину их отделяли от Аляски, считая иным регионом). Ознакомительные сведения приведены также по истории форта Росс в Калифорнии, но распространение там Православия осталось за пределами монографии.

Исследование основано на изучении значительных пластов архивного материала. Автором приводятся данные, взятые из 16 фондов, пребывающих на хранении в трёх федеральных архивах России, одном ведомственном, одном региональном, а также в Российской государственной библиотеке. Помимо этого им использованы документы из архива Библиотеки Конгресса США, трех церковных архивов и личного. Поистине очень солидная документальная основа для научной работы!

Автор показывает превосходное знание трудов иных ученых, посвящавших свою деятельность истории Аляски и, в частности, судьбам Православия в регионе. Цитируются десятки англоязычных изданий.

Монография снабжена приложением «Имена и судьбы в истории Православия в Русской Америке» (небольшой персональный словарь), а также научно-справочным аппаратом, составленным в полном соответствии с государственными стандартами, установленными для современной научной литературы.
В исследовании предлагается выверенная и обоснованная периодизация деятельности Русской Церкви в регионе.

Основательный научный подход к теме позволяет автору книги сделать ряд важных, притом полностью аргументированных выводов. Так, например, в монографии четко показано, что миссионеры Русской Церкви не занимались русификацией местной культуры и туземного быта. «За время русского присутствия, – пишет автор исследования, – алеуты, эскимосы и индейцы обогатили свою культуру и свой язык новыми понятиями, которые давала русская цивилизация, а их обычаи, не противоречащие христианским нормам, через евангельское осмысление приобрели новое, возвышенное значение». Что же касается осмысленного усвоения туземцами новой веры, то здесь роль очень значительного позитивного фактора, сделавшего христианство понятным для местного населения, сыграл перевод вероучительных поучений и молитв на языки всех основных этнических групп Аляски. С любовью подана автором и другая сторона деятельности Русской Церкви на Аляске. По его словам, «бескорыстная забота миссионеров о туземцах, сострадание притесняемым, деятельная помощь и заступничество перед властями наглядно раскрывали местным жителям сущность евангельского учения».

Книга послужит отличным подспорьем для тех, кто занимается исследованиями исторических судеб Православия на Аляске.

Дмитрий Володихин

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID=197991
 
Вышла в свет книга с дискуссиями собора 1917–1918 гг. о роли женщин в Церкви

Новую книгу популярной тематической серии с дискуссиями собора 1917–1918 годов — на этот раз по женскому вопросу – выпустило издательстве «Спасское дело» совместно с храмом св. мученицы Аллы Готской.
В книге «Собор о роли женщин в Церкви» собраны все прошедшие в 1917–1918 гг. соборные обсуждения о правах женщин на всех уровнях церковного управления, о возможности женщин быть церковными старостами, входить в алтарь, посвящаться в диакониссы.
«Начало расширения церковных прав женщин было не «либеральным», как порой пытаются это представить злые... комментаторы и публицисты, но христианским, подлинно евангельским актом Собора», - отмечает в предисловии главный редактор издательства «Спасское дело» А.И. Мраморнов. С прискорбием следует констатировать, что за прошедшее столетие сделан шаг назад в повышении жизненности духовных институтов. Это видно на примере женского вопроса. Как именно — читатели узнают из новой книги.
Заказать книгу можно по адресу электронной почты издательства: rodzem@yandex.ru.

Благовест – инфо
 
Вышло в свет уникальное издание об исчезнувших деревянных храмах Заонежья

Издательство «Три квадрата» подготовило к печати книгу «Деревянные церкви и часовни Заонежья», которая рассказывает о памятниках деревянного зодчества Карелии. Большая часть памятников, описанных в книге, на сегодняшний день утеряна.
Издание стало возможным только благодаря сохранившимся архивным записям лейтенанта финской армии, искусствоведа Ларса Петтерссона, который, находясь в годы Второй мировой войны на территории Карелии, провел инвентаризацию и детальное исследование всех деревянных церквей Заонежского полуострова. Эти материалы оказались единственным на сегодня документом, откуда можно почерпнуть сведения об утерянных памятниках церковного зодчества Заонежья.
Средства для издания книги были собраны на краудфандинговой платформе «Планета».
Весной 1939 года Ларс Петтерссон, молодой студент шведского происхождения, изучающий историю искусств в Хельсинкском университете, представил профессору Онни Окконену свою магистерскую диссертацию на несколько сотен страниц на тему «Архитектура деревянных церквей в Финляндии: ее происхождение, развитие, место в деревянной архитектуре и связь с историческими стилями». Размер диссертации предполагал, что Петтерссон и его научный руководитель намеревались превратить эту работу в докторскую диссертацию. Однако эти планы были нарушены в связи с началом в ноябре 1939 года войны между Финляндией и Советским Союзом.
В то время Петтерссон был призывником в офицерской школе запаса и уже в январе 1940 года записался добровольцем для участия в так называемой Зимней войне 1939—1940 годов. Звание магистра Л. Петтерссон получил лишь в мае 1941 года.
Когда в июне 1941 года между Финляндией и Советским Союзом снова началась война, Ларс Петтерссон вновь вступил в ряды финской армии. Вскоре финские войска продвинулись в Карелию за пределы бывшей советско-финской границы. В составе одного из подразделений 7-й армии генерала Хеглунда находился лейтенант Петтерссон.
Оккупационные власти нуждались в экспертах для документирования и оценки состояния культурного наследия в оккупированных районах, и осенью 1942 года Ларс Петтерссон был назначен так называемым военным государственным служащим для описи церквей и церковных объектов оккупированной финнами Русской Карелии.
«В соответствии с представлением Комиссии по археологии и по приказу главнокомандующего осенью 1942 года меня командировали охранять находящиеся под угрозой уничтожения на территории военных действий памятники культуры, особенно церковные постройки и их движимое имущество, — писал впоследствии Л. Петтерссон. — В этой роли я пребывал в Карелии до лета 1944 года. <…> Я начал свою работу с находящейся в северной части Онежского озера территории Заонежского полуострова, где сохранилось особенно много произведений старого церковного искусства. В качестве чертежника ко мне командировали скульптора Ойву Хелениуса, который в течение без малого двух лет путешествовал со мной по разным частям Олонецкой и Беломорской Карелии, когда на судне или лодке, когда верхом, на санях или на случайном транспорте, в армейских грузовиках».
В результате к 1944 году, когда финские войска были выбиты с территории Карелии, архив исследователей насчитывал 2533 негатива, на которых были запечатлены деревянные церкви и часовни, 237 обмерных чертежа наиболее интересных построек, рисунки и акварели О. Хелениуса.
Л. Петтерссон составил краткий каталог с описанием всех памятников, собрал устные свидетельства о плотницких и иконописных традициях региона. Всего в его каталог вошли 133 деревянных памятника Заонежья и прилегающих к этому району островов.
Итогом исследований военного времени стала двухтомная диссертация Л. Петтерссона «Церковная архитектура Заонежья». В 1950 году на ее основе в Хельсинки под тем же названием была издана монография, уже давно ставшая библиографической редкостью даже в Финляндии и до сих пор не переведенная в России. Книга «Деревянные церкви и часовни Заонежья» исправляет эту недоработку: если ее первую часть составляют полевые материалы 1942—1944 гг., то во второй части представлена монография Л. Петтерссона 1950 года, впервые опубликованная на русском языке.
Огромный материал, полученный Петтерссоном, заставил его сместить акценты в научной работе: теперь на несколько лет главной темой исследований для искусствоведа стали деревянные православные церкви и часовни Русской Карелии. Лишь позднее он постепенно вернулся к своим прерванным исследованиям памятников деревянного зодчества Финляндии.
Продолжить свою работу по теме русского деревянного зодчества он уже не мог, в первую очередь по политическим причинам: Запад и СССР вступили в эпоху «холодной войны». В первый и последний раз ученый посетил СССР лишь в 1989 году, когда отмечалось 275-летие Преображенской церкви Кижского погоста.
По оценкам современных специалистов, работа Ларса Петтерссона в качестве исследователя деревянных церквей и часовен в Финляндии и Русской Карелии остается одной из самых значительных в своем роде в истории искусства Финляндии; сохранив для истории сведения о памятниках деревянного зодчества Заонежья, он внес неоценимый вклад в мировую культуру.
Особенностью архива Ларса Петтерссона является тот факт, что большая часть из памятников, описанных им в 1940-е годы, не сохранилась. Причем большинство из них погибло не в годы войны, а в послевоенные десятилетия. Из 133-х зафиксированных Петтерссоном и Хелениусом памятников осталось всего 32, включая знаменитый ансамбль Кижского погоста.
Научным редактором издания стал ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), кандидат искусствоведения Михаил Мильчик.

Сайт Рублёв.ру
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 30 След.