Библейский проект Экзегет совместно с порталом Иисус представляют толкование иконографии Светлого Христова Воскресения. О чем нам говорят иконы? Иконы помогают нам понять о чем говорится в Священном Писании. Сегодня мы разбираем иконы главного православного праздника - Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и отмечаем важнейшие детали под внимательным наблюдением искусствоведа Ириной Языковой. От иконы к иконе мы вспоминаем события описанные в Евангелии и видим, как иконописцы изображают эпизоды, чтобы они попали в наше сердце, и помогли нам еще глубже понять текст Священного Писания. Каким же образом иконописцы изображают Воскресение Христово и следующие за этим события ? 1. Жены-мироносицы приходят ко гробу Господнему и обнаруживают там ангела. Как узнают они о Воскресении Христовом? 2. Апостол Фома вкладывает персты в раны Спасителя. 3. Христос выводит из ада Адама и других людей. Что значат разрушенные врата под ногами Христа? Кого изображают иконописцы, когда описывают выход людей из ада? Кто символизирует человечество? Какой "плод" Воскресения показывают иконы? О победе над адом, над смертью. Что означают ключ, крючья и другие символы на иконе? 4. Христос в светлом одеянии выходит из гроба (неканоническая). И почему она считается неканонической? Через что на иконах показывается нам суть события этого Величайшего Праздника? Во всем этом разбираемся вместе с искусствоведом Ириной Языковой в серии душеполезных видео "Библия в искусстве".
Искусствовед Анна Пожидаева расскажет об иконографии воскресения Христа — одного из самых важных событий Нового Завета и христианской культуры в целом. Традиция изображения воскресения Христова делится на три варианта: явление Иисуса перед избранными — учениками и жёнами-мироносицами, перед всеми и невидимое никому сошествие во ад. В западной иконографии мы можем увидеть Иисуса, выходящего из саркофага, у подножия которого лежат поверженные стражники. Сюжет Noli me tangere («Не прикасайся ко мне»), когда Мария Магдалина первая встречает Христа и протягивает к нему руки, получил широкое распространение в светской живописи эпохи Возрождения. В православной традиции физическое воскрешение Христа объединяется с сюжетом сошествия во ад, о котором свидетельствовали воскресшие в Иерусалиме — Харин и Лентий, сыновья Симеона Богоприимца. Этот сюжет иллюстрирует не только победу над физической смертью, но и освобождение праведников, отправившихся в Царство Небесное.
Процессионный крест, Флоренция, XIV век и будущий Александр II. Лекция. Лариса Соловьева
Онлайн-лекция «Цесаревич Александр и история средневекового распятия». 26 марта 2021 Истории древнего распятия, которое будущий император Александр II подарил церкви села Бородино. Почему цесаревич именовался князем Бородинским и как древний крест, по легенде привезенный в Палестину крестоносцами, оказался в музейном собрании. Как музейные специалисты выявили, что распятие было сделано флорентийским мастером в XIV веке. Лектор: искусствовед Лариса Соловьева. В собрании Оружейной палаты находится редкий для отечественных музеев памятник итальянского искусства — золоченый процессионный крест, украшенный хрустальными и медными шарами. Памятник поступил в музей из Московского ювелирного товарищества в 1925 г. В то время крест был знаком узкому кругу специалистов по средневековому прикладному искусству как древнее распятие из церкви Иконы Смоленской Богоматери в Бородине. В начале XX в. крест был воспроизведен в научном издании «Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества», где вместе с описанием была дана краткая справка об истории его поступления в храм. Л.В. Соловьева. Итальянский процессионный крест XIV века // Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Выпуск 27. Московский Кремль В государственной жизни России четыре столетия истории. Москва 2016