В журнале Вопросы философии вышла статья о философско-теологической мысли в Африке
А.Н. Мосейко. Е.В. Харитонова. Современная христианская философско-теологическая мысль в Африке: особенности и проблемы. Вопросы философии № 5 (2020). Аннотация В статье представлен междисциплинарный анализ малоизученной проблематики становления и развития профессиональной христианской теологии в странах субсахарской Африки, осуществленный на стыке африканистики, философии и религиоведения. В ранний период развития африканской теологии главной проблемой был поиск точек соприкосновения автохтонной культуры и религиозных верований с христианством, стремление доказать, что можно быть христианином, не отказываясь от своей культуры. Стержнем африканской теологии являются библейские исследования, что объясняется исключительной ролью Библии в странах Африки (Библия – это и сакральный предмет, и основной учебник в начальном и среднем образовании, и книга для чтения, и реальное Слово Божье). Метод библейских исследований – инкультурация герменевтики, то есть интерпретация Священного Писания с позиций африканского контекста. В африканской теологии существуют специфические формы, зависящие от регионально-исторического и гендерного контекста: постколониальная, постапартеидная и феминистская теология. Идеолого-методологическим подходом в африканской теологии является афроцентризм, который, по мнению африканских богословов, определяет «историю цивилизации и спасения с Африкой и африканцами в центре», в связи с чем ведется поиск африканского присутствия в Библии. Основными парадигмами африканской теологии являются Освобождение и Реконструкция, исследуемые на основе библейских прецедентов. Статья основана на малоизвестных африканских материалах. Авторы приходят к выводу, что в Африке существует оригинальное, отличное от Европейского христианское богословие, позволяющее понять специфику культурно-идеологического климата современной Африки.
В журнале «Государство. Религия. Церковь» вышла статья о практике перехода в старообрядчество после 1905 года
«Мы теперь перед собой видим две церкви». Переходы в старообрядчество Белокриницкого согласия и особенности мультиправославного религиозного ландшафта после 1905 года. Игорь Кузинер. Государство. Религия. Церковь №2, 2020г. Данная работа ставит целью исследование той практически уникальной религиозной ситуации, которая сложилась после издания Указа «Об укреплении основ веротерпимости» в 1905 году, когда в одном географическом пространстве Российской империи оказались единовременно легально представлены две полноценные независимые православные структуры. В частности, ниже рассматриваются материалы, касающиеся перехода прихожан господствующей синодальной церкви, а также аффилиатов некоторых беспоповских толков, в старообрядческое поповское Белокриницкое согласие. Мультиправославная ситуация, возникшая после утверждения начал веротерпимости, пожалуй, впервые в российской истории создала возможность законодательно регулируемой (хотя и достаточно забюрократизированной) смены канонической аффилиации, позволяющей реаффилиату по-прежнему идентифицировать себя как православного христианина. Источниками исследования стали прошения о присоединении к Белокриницкому согласию, ответы на эти прошения и сопутствующие письменные документы, позволяющие представить, по каким законам функционировало подобное плюралистичное пространство, какие факторы заставляли группы и отдельных людей менять аффилиацию и какие канонические коллизии и противоречия возникали на границах православных традиций внутри этого пространства. Обращающиеся имели различное социальное и географическое происхождение, разнообразные религиозные биографии, однако для каждого из них появление легальных оснований для смены религиозной принадлежности стало важным фактором смены аффилиации. Основная гипотеза данной работы состоит в том, что подобная мультиправославная ситуация обеспечивала расширение субъектности религиозного индивида или группы, которые не будучи отягощены законодательными запретами, могли ситуативно, по тем или иным причинам, поменять каноническую аффилиацию.
XV — XVI века стали для Сербии одним из самых тяжелых периодов в её истории. Одно из могущественных средневековых православных государств утратило свою самостоятельность на века. Однако для России Сербия осталась не только братским народом, который был под защитой и покровительством русского царя, но и примером в своем государственном строительстве и национальной идее. Все это нашло отражение в памятниках Московского Кремля. Лекцию читает историк Захаров С.А. (Музеи Московского Кремля)