ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 След.
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Вышел в свет второй номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год

Очередной номер ежеквартального международного научного журнала «Вопросы теологии», который издается Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, раскрывает многообразие исследовательских направлений теологии и в то же время показывает религиозно-конфессиональную специфику богословского знания.

Работа редакционного совета «Вопросов теологии», возглавляемого председателем Отдела внешних церковных связей, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, президентом Научно-образовательной теологической ассоциации митрополитом Волоколамским Иларионом и ректором Санкт-Петербургского государственного университета членом-корреспондентом РАН Н.М. Кропачевым, а также редколлегии журнала нацелена на поддержку развития теологии как отрасли знания в современном научно-образовательном пространстве. Журнал входит в Российский индекс научного цитирования, международную базу данных EBSCO, Общецерковный перечень научных изданий. Статьям присваивается индекс DOI, журнал принимает к публикации рукописи, оформленные в соответствии с правилами, необходимыми для последующего включения в ведущие международные базы данных. С правилами, а также с текстами опубликованных статей и содержанием вышедших номеров можно ознакомиться на сайте журнала.

Данный номер открывается статьей заместителя председателя Синодального миссионерского отдела игумена Серапиона (Митько) «Структура православной миссиологии в образовательной перспективе». Автор на основе результатов собственного исследования описывает базовые принципы организации и потенциал развития миссиологии как самостоятельного раздела современного православного богословия, обращая внимание читателей на важность системного планирования научной работы в этой области и необходимость новых подходов к преподаванию миссиологии на новом этапе ее развития.

Две следующие статьи относятся к области политической теологии. Работа протоиерея Константина Костромина (Санкт-Петербургская духовная академия) и О.Л. Церпицкой (Санкт-Петербургский государственный университет) «Политико-богословский аспект подвига новомучеников на примере священномученика Платона, епископа Ревельского» предлагает теоретическое осмысление исторического факта и определяет основные принципы рассмотрения подвига новомучеников как феномена «политического». Публикация священника Игоря Иванова (Санкт-Петербургская духовная академия) «О некоторых аспектах политической теологии в ранних статьях протоиерея Думитру Станилое» знакомит читателя с малоизвестными ранними работами румынского православного богослова — с его публицистическими статьями, которые, по мнению автора, «могут быть выстроены в модель своеобразной политической идеологии».

На рассмотрение медицинских аспектов теологического знания нацелены статьи Д.А. Маркова (Православный Свято-Тихновский гуманитарный университет) «О христианской традиции и проблеме деторождения с точки зрения "Структуры теологических революций" М. Массы» и игумена Антония (Кадышева) (Общерковная аспирантура и докторантура) «Деонтологическое обеспечение духовной помощи пациентам с хроническими и неизлечимыми болезнями». Д.А. Марков разбирает проблему в теоретической перспективе американского католицизма и, в частности, программной книги католического священника Марка Массы. В работе игумена Антония (Кадышева) в центре внимания находятся практические проблемы пастырской помощи пациентам, анализируемые в широком морально-психологическом контексте. Описание и выводы опираются как на публикации, так и на личный врачебный и пастырский опыт автора.

Статья иеродиакона Ярослава (Очканова) (Общецерковная аспирантура и докторантура) посвящена начальному периоду взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Епископальной Церковью в США в 1862-1865 гг. Инициатором сближения выступили американские англикане: столкнувшись с трудностями самоидентификации, они искали в таком сближении возможность приобщиться к наследию Древней Церкви, хранимому русским Православием.

Другие опубликованные в номере работы направлены на осмысление вопросов теологического знания с позиций смежных научных отраслей. Статья И.Н. Зайцева (Санкт-Петербургский государственный университет «ГУАП») «Теодицея потаенного Бога: постановка вопроса» с позиций философии религии рассматривает проблему теодицеи в рамках скептического теизма — одного из направлений современной аналитической философии религии. Автор анализирует причины атеистических тенденций в скептическом теизме Шелленберга и Бергмана и возможности их преодоления. В религиоведческой статье А.М. Прилуцкого и А.М. Богачева (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена) «Психолого-теологические аспекты подготовки к таинствам Покаяния и Причащения в Православии» представлен комплексный анализ состояний верующих в период подготовки к принятию таинств. Работа выполнена на основе принципов психологии религии и применения множественных исследовательских методов. Статья Ю.В. Ерохиной (НИУ «Высшая школа экономики») «Церковный суд в России: взгляд правоведа» знакомит читателя с проблемами церковного суда в контексте теории права. Основное содержание статьи составляет анализ юридических апорий, связанных с понятием и практикой церковного суда, в правовом пространстве исторической и современной России.

Учитывая международный характер журнала, редколлегия продолжает включать в состав номеров иноязычные работы. Опубликованная на английском языке статья К. Холладея (Университет Эмори, США) «Евангелие от Матфея в контексте иудаизма Второго Храма» (Holladay C. R. «The Gospel of Matthew within the context of Second Temple Judaism») — основательное библеистическое исследование, выполненное с применением методов сравнительного анализа. Оно подводит автора к вопросу о возможности включить одно из четырех Евангелий в стандартные сборники еврейской письменности.

Завершает номер беседа А. И. Кырлежева (Общецерковная аспирантура и докторантура) с К. М. Антоновым (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) — автором обширного сочинения «"Как возможна религия?": Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX-XX вв.», вышедшего в свет в конце 2019 года.



Патриархия.ru http://www.patriarchia.ru/db/text/5663616.html
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Плейлист Теологика

15 видео
Обновлен 2 июня 2020 г.

Иисус портал https://www.youtube.com/playlist?list=PLk0EsKuK3rZBDfulo4KhAsLqx0JQAM0gm
Книги, Книги полезные для историков и студентов, изучающих дисциплины исторического цикла
 
Вышла статья о женском монашестве в Древней Руси и на Балканах

Женский постриг и женское монашество в Древней Руси и на Балканах. Татьяна Афанасьева. Slověne. International Journal of Slavic Studies. Том 9, № 1 (2020).
В статье описывается редкий чин женского пострига, известный по нескольким славянским требникам XIII–XVI вв., и делается попытка на основании исторических источников выяснить, как мог осуществляться этот постриг на Балканах и в Древней Руси. Н. Ф. Красносельцев предположил, что этот постриг был весьма древнего происхождения и был предназначен для пострижения дев, дававших обет безбрачия. Греческий оригинал данного последования известен только в одном евхологии Coisl.213 1027 г. Сохранившийся славянский перевод, по мнению авторов, был сделан не ранее XIII в. и имел сербское происхождение, но в дальнейшем на Балканах, по-видимому, не использовался. На Руси он имел скудную рукописную традицию: с XIV в. чинопоследование сокращалось и попадало под влияние более поздней практики пострига. Тем не менее данные исторических источников показывают, что пострижение дев было весьма частым явлением именно в Киевской Руси, где существовали городские женские монастыри, в то время как в средневековой Болгарии и Сербии были распространены случаи, когда вдовы принимали монашеский постриг, не вступая в монастырь. Трудно сказать, существовали ли там вообще развитые женские монашеские общины до конца XIV в. в том виде, в каком они известны на Руси. В статье делается предположение о том, что постриг дев имел место именно в Древней Руси по чину, весьма близкому к списку Гильф. 21: в нем, скорее всего, отсутствовала конечная часть — молитва на снятие куколя, как в Coisl. 213.

Текст статьи доступен на сайте журнала
Страницы: Пред. 1 ... 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 След.