ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 След.
Книги, Книги полезные для историков и студентов, изучающих дисциплины исторического цикла
 
В журнале Исторический курьер вышла статья об отношениях архиепископа Афанасия Холмогорского и Игнатия Римского-Корсакова

Т.В. Панич. Афанасий Холмогорский в сочинениях Игнатия Римского-Корсакова (формирование образа интеллектуального лидера)
Статья посвящена изучению творческих взаимоотношений между Афанасием Холмогорским и Игнатием Римским-Корсаковым – видными представителями Церкви и русской письменной культуры второй половины XVII в., входившими в сообщество церковных писателей из окружения Патриарха. В статье исследуются особенности авторского восприятия и отображения личности архиепископа Афанасия в сочинениях Игнатия; выявляется ряд названных автором его индивидуальных качеств, совокупность которых формирует образ Афанасия Холмогорского как интеллектуального лидера писательского сообщества.
Межличностные отношения двух видных представителей Церкви и русской письменной культуры второй половины XVII в., входивших в сообщество церковных писателей из окружения Патриарха, – Афанасия Холмогорского и Игнатия Римского-Корсакова, которые зафиксировали разные источники, в т.ч. их собственные сочинения, представляют большой научный интерес. Он определяется тем, что тема изучения личностных отношений исторических деятелей касается таких актуальных вопросов, как «историческая биография», «персональная история». В статье изучаются особенности отображения личности Афанасия Холмогорского в произведениях Игнатия Римского-Корсакова, анализируется характер формирования его образа как интеллектуального лидера сообщества. В качестве материала исследования в работе использованы два сочинения Игнатия Римского-Корсакова, в которых присутствуют сведения, касающиеся биографии архиепископа Афанасия, его личностных качеств: «Послание о кончине патриарха Иоакима», адресованное Афанасию, и «Сибирские послания». Игнатий Римский-Корсаков отмечает в своих текстах ряд исторических фактов и ситуаций, связанных с Афанасием Холмогорским: обличение Никиты Добрынина во время прений о вере в июле 1682 г. в Грановитой палате Московского кремля; участие в полемике о времени пресуществления святых даров; написание книги «Щит веры» и др. Анализ данных текстов позволил выявить целый ряд авторских оценок личных качеств холмогорского архиепископа, характеризующих его как идейного лидера сообщества писателей патриаршего круга. Афанасий Холмогорский предстает в изображении Игнатия Римского-Корсакова как видный иерарх Церкви, идейный наследник патриарха Иоакима, влиятельный идеолог «грекофилов», противостоящий «латинофилам», неутомимый борец с противниками церковной реформы, эрудированный писатель-публицист. Несмотря на то, что Афанасий жил вдалеке от московских событий, он оказывал большое идейное влияние на окружение. К нему обращались за советом и поддержкой его сторонники, в частности, Игнатий Римский-Корсаков, который запечатлел образ своего единомышленника и друга в собственных сочинениях.
Ссылка на статью: Панич Т.В. Афанасий Холмогорский в сочинениях Игнатия Римского-Корсакова (формирование образа интеллектуального лидера) // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 21–32.

Текст статьи доступен на сайте журнала
Новости библеистики, Основные события научной дисциплины
 
Список важных открытий в области библейской археологии за 2019 год


2019 год принес множество археологических открытий, которые помогают людям глубже понять события, о которых говорит Библия. Археологи и библеисты не стремятся использовать науку для оценки содержания библейского текста. Но для СМИ, рассчитанных на широкую аудиторию, важна сенсация. Автор данной подборки наглядно показывает, что библейская археология – это не попытка доказать какие-то заранее подобранные идеи и уж тем более не ключ к разумению Писания. Это трудоемкий и вместе с тем захватывающий процесс, который одновременно отвечает на одни вопросы и ставит другие, еще более сложные. И так – год за годом.
Филистимляне происходили из Европы
Образцы ДНК, полученные из захоронений в филистимлянском городище рядом с Ашкелоном, свидетельствуют о европейском происхождении филистимлян. Это подтверждает устоявшуюся теорию, а также то, что говорит об этом народе Библия. В книгах Иеремии (47:4) и Амоса (9:7) филистимляне упоминаются в связи с островом Кафтор, который отождествляют с Критом – родиной минойской цивилизации. Данные, полученные при исследовании ДНК, указывают на то, что филистимляне быстро смешались с местным населением, растворившись в нем.
Данные книги Бытия о жителях Эдома верны
Обнаруженные к югу от Мертвого моря (в Тимне, Израиль, и Файнане, Иордания) образцы древнего шлака от выплавки меди свидетельствуют о том, что жители Эдома более 3000 лет назад владели развитой технологией добычи и обработки меди. Благодаря этому открытию ученые поняли, что Эдомское царство сложилось в середине XI века до н.э. – на 300 лет раньше, чем считали прежде. Согласно Книге Бытия (36:31), царская власть в Эдоме существовала задолго до появления первых израильских царей.
Рогатый жертвенник
Во время раскопок, проходивших в 2019 году близ Тель-Шилоха, библейского Силома, где несколько веков пребывала скиния с Ковчегом Завета, археологи обнаружили предмет, напоминающий рогатый угол древнего жертвенника. Подобное сооружение упомянуто в 3-й книге Царств (1:28), где говорится, как «убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника».
«Стена Голиафа» из Гефа
В ходе раскопок, проводившихся в 2019 году в Тель-эс-Сафи, на месте древнего филистимлянского города Геф, ученые вскрыли слой, датируемый XI веком до н.э., эпохой царя Давида. Здесь были обнаружены остатки стен толщиной в четыре метра, что вдвое больше ранее обнаруженных образцов стен X-IX веков до н.э. Археолог Арен Майер назвал находку «слоем Голиафа», по имени филистимлянского великана, некогда жившего в Гефе.
Мозаика с хлебами и рыбой
При раскопках руин византийской церкви, построенной ок. 450 года и разрушенной в 614 году, в Гиппосе, одном из городов Десятиградия, ученые обнаружили необычную мозаику. На ней изображен Иисус Христос, умножающий хлебы и рыбу для 5000 человек. Возможно, расположение храма указывает на место, где произошло это описанное в Евангелии событие. Ранее исследователи считали, что в Евангелии упомянута иная локация, расположенная далеко к северу от места обнаружения данной мозаики.
Печать Гаалъяху, сына Имеру
Археологи, производившие изыскания в районе Храмовой горы, обнаружили глиняный оттиск печати, которую они считают первой читаемой древнееврейской надписью, найденной у Храмовой горы. Согласно Библии, одно из семейств священников первого храма носило именование Имеру (1 Пар. 24:14). Кроме того, Пасхор, сын Еммеров (Иер. 20 гл.), служил при храме в год, когда Иерусалим был захвачен вавилонянами.
Печать Адонии, царского домоправителя
Еще один оттиск печати был найден в материале, извлеченном из-под Арки Робинсона у юго-западной части Храмовой горы еще в 2013 году. Артефакт датируется VII веком до н.э. Имя Адония носят три ветхозаветных персонажа, среди которых один из сыновей царя Давида. Однако никто из них не жил в VII веке, так что в данном случае речь идет еще об одном человеке с тем же именем. При этом титул «царского домоправителя» неоднократно упоминается в Библии.
Печать Нефан-Мелеха, царского слуги
Данный оттиск печати был обнаружен на самом крупном действующем археологическом раскопе Иерусалиме – Гивати. Он был погребен под руинами дома, разрушенного, как предполагают, при взятии Иерусалима вавилонянами в 586 году до н.э. Как повествуется в 4-й книге Царств (23:11), Нафан-Мелех был евнухом, то есть придворным царя Иосии. Фраза «слуга царя» много раз встречается в библейских книгах.
Кириаф-Иарим отождествлен с Эммаусом
В евангельском рассказе о встрече Иисуса Христа с двумя учениками по дороге в Эммаус (Лк. 24:13-34) говорится, что это селение было расположено в 60 римский стадиях (чуть более 11 км) от Иерусалима. В течении многих веков исследователи безуспешно пытались понять, где же именно находился Эммаус. Высказывались различные версии, ни одна из которых не нашла археологических доказательств.
Израильский археолог Исраэль Финкельштейн, основываясь на раскопках фортификационных сооружений эллинистического периода в районе Кириаф-Иарима, предложил отождествить данное место с Эммаусом. Как отмечает Финкельштейн, вблизи Иерусалима находилось всего две крепости эллинистической эпохи – те, что упоминаются у Иосифа Флавия и в 1-й Маккавейской книге (9:50). В обоих случаях одна из крепостей называется созвучно с Эммаусом, а Кириаф-Иарим расположен как раз в 11 км от древнего Иерусалима.
Кириаф-Иарим многократно упоминается на страницах еврейской Библии. В этом городе находился Ковчег Завета (1 Цар. 7:1-2) до того, как царь Давид перенес его в Иерусалим (1 Пар. 13:5-6; 2 Пар. 1:4).
В Иерусалиме обнаружена древняя паломническая тропа
Еще в 2004 году при ремонте системы водоснабжения в Иерусалиме были обнаружены остатки упоминаемой в Новом Завете Силоамской купели (Ин. 9:7). В прошлом году ученые обнаружили неподалеку остатки древней тропы, по которой в город шли иудейские и христианские паломники I века. Открытие сочли настолько важным, что познакомиться с ним пожелали дипломаты ряда стран, включая посла США в Государстве Израиль. Раскопки в городе Давида имеют огромное научное значение, однако против них выступает местное арабское население.

Седмица.ру
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Вышла статья о методах передачи переживаний у Блаженного Августина и Людвига Витгенштейна

Философия и риторика любви в «Исповеди» блаженного Августина и герменевтика «Аспекта» Людвига Витгенштейна. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3 (2020).
Винокуров Владимир Васильевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия).
Цель статьи - показать применение метода геометризации лингвистических структур для понимания и описания трансформации личности. Решая вопросы любви, Августин использует скрытые риторические конструкции, которые могли бы адекватно выразить его переживания. Для понимания динамики переживания риторические фигуры должны быть проанализированы и уточнены. Методологической основой анализа являются геометрическая и математическая репрезентация понятий комплекса, парадигмы и аспекта философии Людвига Витгенштейна.

Текст статьи доступен на сайте журнала
Страницы: Пред. 1 ... 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 След.